МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Тонет — не тонет»

Мария Гузанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Тонет — не тонет»

Возрастная группа: старшя группа №6

Тема занимательной деятельности: «Тонет – не тонет».

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, речевая, игровая, продуктивная, музыкальная.

Форма организации деятельности: решение проблемной ситуации, беседа, познавательное экспериментирование.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста „Тонет — не тонет“» размещена в разделах

Цель: создание условий для сравнения способности обычных предметов держаться на плаву или тонуть.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами плавучести предметов.

2. Развивать логическое мышление, наблюдательность,

3. Упражнять в умении делать выводы на основании увиденного во время эксперимента.

4. Поддерживать у детей желание экспериментировать.

5. Активизировать познавательную деятельность детей.

6. Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, наблюдение за различными состояниями воды, проведение экспериментов с водой и воздухом, чтение и заучивание стихов о воде, отгадывание загадок о воде, игры с водой, просмотр мультфильма о капитане Врунгеле.

Материал: бутылка с запиской, прозрачный контейнер с водой на каждого ребенка, фартук и набор из предметов (ткань, салфетка, пластмассовая фигурка, пенопласт, камень, деревянный брусок) на каждого ребенка, картинки с изображением (тонущего и плавающего кораблей, изображения пера, гири, надутого и спущенного шариков, чаши и куска пластилина, два апельсина, металл и металлическая чашка, пластилин и чаша из пластилина, запись с шумом воды, запись музыки для конструирования, запись песни «Вода – буль, буль, буль» (для физминутки, материалы для постройки кораблей (пенопласт, пластилин, бумага для парусов и зубочистки, изображения капель воды (улыбающиеся, недовольные и испуганные).

1. Мотивация деятельности.

Дети играют в группе. Звучит запись с шумом воды.

Обращаю внимание на шум воды.

- Ребята, послушайте, что это шумит?

Ответы детей.

- Интересно, где это она шумит? Может быть, кто-то кран забыл выключить?

Ответы детей.

Идем в умывальную посмотреть, не там ли бежит вода. И точно в умывальной шумит вода и бежит из крана, а в раковине лежит бутылка. Беру бутылку, закрываю кран, идем в групповую комнату и, стряхивая от воды бутылку, говорю:

-Интересно, что внутри бутылки?

Ответы детей

- И что мы будем с ней делать?

Ответы детей

-Хотите прочитать записку? Быть может тогда нам станет ясно, откуда взялась эта бутылка?

Ответы детей. Достаем записку и читаем ее.

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите определиться из чего построить корабль. Я собрал все материалы, которые у меня есть на острове, и послал их вам в коробке. Коробка с материалами на подоконнике. Капитан Врунгель.»

2. Постановка цели

-Мы можем чем-то помочь Врунгелю?

Ответы детей.

-Вот это хорошая идея помочь капитану Врунгелю определиться из чего построить корабль. А из каких материалов вообще строят корабли?

Ответы детей

-Ребята, почему вы решили, что эти материалы подойдут для строительства корабля?

Ответы детей

- Ребята, от того как ведет себя предмет в воде (плавает или тонет) говорят о его плавучести. Вместе повторим новое слово плавучесть.

Дети повторяют новое слово.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности

-Интересно, а наши материалы из этой коробки плавучие?

Ответы детей.

- А как же нам узнать плавучие они или нет?

Ответы детей

- Правильно ребята, необходимо провести эксперимент. А где мы будем его проводить?

Ответы детей

-Конечно же, в лаборатории. Какие правила работы в лаборатории вы знаете?

Вика Т: быть очень внимательными.

Максим: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Ответы детей и надеваем защитную одежду для работы в лаборатории.

- Я предлагаю пройти в нашу мини лабораторию. Можно занять свободные места. Теперь мы с вами настоящие исследователи.

-За осанкой мы следим все красиво мы сидим.

3. Самостоятельная работа детей.

-У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные контейнеры. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Беру 1материал и опускаю его в воду.

- Что произошло с камнем?

Ответы детей.

-Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Дети проводят опыт и получают такой же результат.

- Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (Камень утонул)

- Почему утонул камень?

Ответы детей

Беру следующий предмет (деревянный брусок) опускаю в воду.

- Что произошло?

Ответы детей

- Проверьте ваши деревянные бруски. Как они будут себя вести в воде?

Дети проводят эксперимент и получают тот же результат.

-Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (дерево в воде не тонет)

-Почему дерево не тонет в воде?

Ответы детей (оно легкое)

Достаю пенопласт, пластмассу, кусочек ткани и бумагу (салфетку) и предлагаю детям проверить плавучесть этих материалов. Дети проводят эксперименты и делают выводы, что ткань и салфетка утонули, потому что они намокли и стали тяжелыми, а пенопласт и пластмасса плавают, потому что они легкие. То есть плавучесть предметов зависит от их веса. Вывешиваю картинки с гирей и пером на доску под тонущим и плывущим кораблем соответственно.

-Хорошо ребята, посмотрите, что нам тут еще положил капитан Врунгель? Показываю 2 апельсина (один очищенный, второй в кожуре).

-Что это ребята?

Ответы детей

-Чем отличаются эти апельсины друг от друга?

Ответы детей.

-Интересно, что произойдет с ними в воде?

Ответы детей

-Проведем этот эксперимент в моей емкости, подойдите ко мне поближе, что бы вам было хорошо видно.

Дети подходят к экспериментальному участку воспитателя.

-Сейчас проверим. Опускаю сначала очищенный апельсин. Он тонет. Дети делают вывод, что он тяжелый и поэтому утонул. Затем я опускаю неочищенный апельсин. Он плавает.

-Ребята, что произошло со вторым апельсином?

Ответы детей

-Почему он плавает? Ведь он же в кожуре, а значит должен быть еще тяжелее очищенного. Ведь так?

Ответы детей

-Может быть все дело в кожуре? На какое спасательное средство похожа кожура?

Ответы детей

-А что находится внутри спасательного жилета и спасательного круга? Что их держит на воде? Почему они нам не дают утонуть?

Ответы детей

-Значит, что находится в кожуре апельсина?

Ответы детей

-Этот воздух в кожуре апельсина не дает ему?

Ответы детей

-Правильно ребята! Значит, плавучесть предметов от чего еще зависит?

Ответы детей

-Конечно, плавучесть предметов зависит от содержания в них воздуха.

Вешаю картинки сдутого и надутого шарика. Заглядываю в коробку.

- Что тут у нас еще есть?

Беру пластилин и металлический болт и, делая предположение вместе с детьми, что с ними произойдет в воде, опускаю в воду. Сразу видно, что пластилин и металлический болт утонули. Сразу же беру в руки чаши из пластилина и металла.

-А если я опущю в воду две вот этих чаши из пластилина и из металла, что с ними произойдет?

Дети высказывают свои предположения. Я опускаю обе чаши в воду. Они плавают.

-Что произошло, ребята?

Ответы детей

-Почему они плавают?

Ответы детей

-Что содержится внутри чашек?

Ответы детей

-Правильно, воздух. Какой мы вывод можем сделать, если кусок пластилина и металла тонут, а тарелки из этих материалов нет? От чего зависит плавучесть этих материалов? Что изменилось у этих предметов (материалов?

Ответы детей

-Правильно плавучесть материалов зависит от их формы. Молодцы ребята!

Вешаю на доску картинки с куском пластилина и чаши из него.

4. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.

- Повторим еще раз, от чего же зависит плавучесть предметов?

Ответы детей (опираясь на картинки на доске)

- Правильно ребята, плавучесть предметов зависит от их тяжести, формы и от содержания в них воздуха. Мы свами это выяснили, делая опыты.

- Значит, только какие материалы пригодятся Врунгелю для строительства корабля?

Показываю на плавающие предметы в моей емкости?

Ответы детей. Кладу в коробку все материалы, которые плавают.

- А вам я предлагаю сконструировать несколько разных корабликов, хотите?

Ответы детей

Но прежде чем строить кораблики, я предлагаю вам хорошенько размяться.

Физкультминутка.

Звучит песня «Вода – буль, буль, буль». Дети выполняют вместе со мной под нее движения в кругу.

-А теперь можно приступить к конструированию корабликов. Дети под музыку мастерят кораблики из пенопласта или пластилина, зубочистки и бумаги.

-Молодцы ребята, посмотрите, какие замечательные кораблики вы сделали. Проверим их на плавучесть.

Дети опускают кораблики в емкость с водой воспитателя. В это время снова звучит запись с шумом воды.

-Снова шумит вода?

Ответы детей

-Ой, а куда же делась коробка?

Ответы детей.

-Да, наверное, вода унесла ее обратно капитану Врунгелю. Как вы считаете, мы помогли Врунгелю?

Ответы детей

-Чем мы ему помогли?

Ответы детей

-Теперь он сможет построить корабль?

Ответы детей

-Что вам понравилось?

Ответы детей

-Что было трудно для вас?

Ответы детей

-Вы молодцы ребята, такое дело хорошее сделали – помогли человеку попавшему в беду. А вам я предлагаю на память взять себе по капельке воды. Если вы, сегодня, узнали что-то новое, и у вас все получилось и понравилось, то возьмите улыбающуюся капельку, если у вас остались вопросы – недовольную капельку, и если вам было трудно и ничего не понятно – возьмите испуганную.

Дети берут по капельке. Несколько человек объясняют свой выбор.

- Вы меня сегодня очень порадовали ребята. А теперь уберем за собой рабочие места.

Публикации по теме:

Фотоотчет эксперимента «Тонет-не тонет» в средней группеФотоотчет эксперимента «Тонет-не тонет» в средней группе Фотоотчет эксперимента «Тонет не тонет». Дети часто задают вопросы о том, тонет ли бумажный кораблик и почему? Вот мы и решил сделать бумажные.

Игра «Тонет-плавает» Игра для детей (1,5-2 года) «Тонет-плавает» Ребёнок познакомится со свойствами предметов, понимать значение прилагательных «сухой», «мокрый»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Океанию» Интеграция детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная. Цель: Развитие способности понимать эмоциональное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительного возраста «Космос» Тема "Космос"Коррекционно-образовательные цели:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Космос» (Земля, солнце, Марс, Венера,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей раннего возраста «Зоопарк» Вводная часть Воспитатель: «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей». Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зоопарку, вспомним.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь» Цель: формировать первичные представления об объектах животного мира, об особенностях природы. Задачи: закрепить знания детей об образе.

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Цветы» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: " Цветы" Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Что плавает, а что тонет». Цели: Путем экспериментирования дать элементарные представления об одном из признаков предметов. Закрепить свойства воды. Развивать речь,.

Опыт «Тонет — не тонет» для детей младшего возрастаОпыт «Тонет — не тонет» для детей младшего возраста Материалы:баночка с водой,ложка,соль,яйцо. Задачи:развитие познавательных способностей детей,используя опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментирование во второй младшей группе «Тонет-не тонет» Задачи: - формировать элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование; - развивать интерес к окружающему миру; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Тонет — не тонет»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 06:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД