Папки-передвижки

Конспект НОД по окружающему миру «Казаки — защитники родной земли»

Светлана Кулишова
Конспект НОД по окружающему миру «Казаки — защитники родной земли»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 12 «Сказка»

х. Старая Станица Каменского района Ростовской области

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

по окружающему миру

Тема: «Казаки – защитники родной земли»

Воспитатель:

Кулишова Светлана Валентиновна

х. Старая Станица

2021

Цели деятельности педагога:

- формировать интерес дошкольников к малой родине;

- расширять и укреплять знания детей о родном крае;

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Казаки — защитники родной земли“» размещена в разделах

- воспитывать чувство гордости за место своего проживания;

- создать особую атмосферу для расширения представлений детей о родной природе;

- формировать патриархальный образ казачьей степи, учить видеть красоту степи и восхищаться ей;

- прививать желание следовать славным традициям наших предков;

- сформировать представление о казаках как о защитниках родной земли, об их истории и самобытности;

- воспитывать любовь и уважение к родной земле через ознакомление с казачьим фольклором;

- расширять словарный запас;

- развивать любознательность и интерес к российской истории, ее героям;

- на примере М. И. Платова познакомить с легендарными казаками – героями;

- воспитывать любовь и бережное отношение к лошадям, чувство заботы и ответственности за приручаемое животное;

- развивать у детей познавательный интерес к традициям быта своих предков;

- воспитывать патриотические чувства;

- познакомить детей с обрядом проводов казака на службу;

- стимулировать желание мальчиков стать защитниками Отечества;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа);

- «Художественно – эстетическое развитие» (восприятие музыки);

- «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- «Социально – коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе);

- «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной активности; становление ценностей здорового образа жизни;

Виды детской деятельности:

Познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкальная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами и поговорками о Родине; разучивание с детьми стихотворений о Родине; разучивание пословиц и поговорок о родной земле; разучивание пословиц и поговорок о коне; индивидуальная работа с исполнителями ролей матери, отца, старшего брата, молодого казака; подготовка атрибутов и костюмов;

Материалы и оборудование:

Портативная колонка, аудиозапись «звуки степи», плакат «Я – казак, портрет М. И. Платова, иллюстрации «Казаки, преследующие французские войска», аудиозапись казачьей песни «Слава Платову – герою», бутафорская шашка, конь (игрушка, казачья фуражка, иллюстрации с изображением коней разных мастей; аудиозаписи песен «Ой, при лужку, при лужке…», «Как за Доном, за рекой», «Мы – донские казаки»

Содержание образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель:

- Здорово ночевали, казаки и казачки!

Дети:

- Слава Богу!

Воспитатель:

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)

- В России много разных городов и сел. А как называется место, в котором мы живем? (ответы детей)

- А что мы называем Родиной? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

И там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

- А какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

Человек без Родины, что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Жить – Родине служить.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Основная часть

- Ребята, наши степные просторы – край необыкновенный, который не просто радует глаз, а западает глубоко в душу. Степь всегда разная. Кажется, что стрекот насекомых и щебет птиц создают особую музыку – мелодию степи. Вот послушайте… (Звуки степи)

(Показ иллюстрации)

- Издавна бесконечные казачьи степи, покрытые белым колышущимся ковылем, были символом широкой, вольной, казачьей души.

(Показ иллюстрации)

- Посмотрите на этот плакат и скажите - кто на нём изображён?

(Рассматривание плаката «Я – казак»)

- Как вы узнали, что на плакате казак?

( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка).

- Кто же такие казаки?

Слово казак означает – удалой, вольный человек. В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому что там, где вода – там и жизнь.

- Почему наш край называется Донским краем? Какая большая река протекает в нашем крае?

(Река Дон)

- Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек. А вы знаете, что наши местные предки - казаки поселились сначала на левом берегу реки Северский Донец и основали Старую Станицу, но река постоянно разливалась, случались наводнения. И казаки переселились на более высокий правый берег, где сейчас находится Каменск – Шахтинский.

- А можно назвать Донской край нашим родным краем? Почему? Правильно, мы здесь родились и выросли.

- А кто из вас, ребята, знает стихи о нашем родном крае?

(чтение стихов детьми, 2 стихотворений)

Физкультминутка:

Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- «Где же лучшая земля

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края

Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

(С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Быть честным и скромным.

Заботиться о своих родителях.

Защищать от врагов свою Родину).

- В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил.

Не разрешалось сидеть.

Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.

Не разрешалось курить.

Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).

- Ребята, запомните эти правила и соблюдайте их в жизни.

- Жили казаки общиной – Казачьим кругом.

(Показ иллюстрации)

Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что казаки собирались на открытой площади в круг, в котором стояли без шапок в знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.

- Обратите внимание: вы видите знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова.

(Показ портрета Платова)

- Слава атамана была так велика, что донцы сложили о нем песни и сказания. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы головы кинем ”, - говорили казаки.

- Платов участвовал в войне с турками, а позже – в войне с Наполеоном. В одном из сражений его бойцы захватили в плен 19 тысяч французских солдат. Сам Наполеон желал видеть Платова среди своих генералов. Казаки очень любили атамана Платова, славили его в своих песнях. Вот послушайте…

(Прослушивание куплета песни «Слава Платову – герою»)

Не зря говорят, что герой никогда не умрет – он вечно в народе живет. В городе Каменск – Шахтинский есть площадь имени Платова, которая находится перед храмом. На этой площади установлен памятник героическому атаману Платову.

(Показ иллюстрации)

Физкультминутка «Казаки»

Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд, казаки, казаки (Ходьба)

Кто за казаком идёт в поводу, в поводу,

То казак коня ведёт под узду, под узду (На носочках)

Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,

Охраняя наш покой с казаком, с казаком (Скачут)

Будем мы с моим конём на границе стоять,

Нашу землю от врагов охранять, охранять

(рука приставлена ко лбу, повороты влево, вправо)

- Ребята, а кого же можно назвать верным другом казака?

(Конь был верным другом казака)

С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучали их верховой езде, уходу за конем. Маленьких казачат начинали обучать езде на коне с трех лет.

(Показ фотографии А4)

А через некоторое время дети уже умели во время езды на коне и шашкой махать, и стрелять. Учили казачат ухаживать за конем. Любить его. Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит.

(Показ иллюстраций)

- Посмотрите на эти иллюстрации. Лошадей различают не только по породам, но и по мастям, то есть по окраске:

- вороная (черная);

- рыжая;

- буланая (буро – желтая);

-гнедая (рыжая, хвост и грива – черные);

- серая;

- А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

(Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт).

(Запрягайте своих коней. Давайте немного поскачем.

Игра «Напои коня». 2 команды скачут каждая к своему ведерку, оббегают его и возвращаются назад. Нужна ли)

- Сегодня мы с вами узнаем, как провожала семья казака защищать границы Родины. Но вначале давайте спросим у наших гостей: где солдаты сейчас получают воинское обмундирование и снаряжение?

(Непосредственно по месту службы)

- А раньше казак получал все необходимое для службы в родительском доме. На проводы собиралась родня, провожали всей станицей. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца.

СЦЕНКА

Отец:

Дарю тебе коня гнедого.

Он верный друг был у меня.

Он твоего отца родного

Носил в огонь и из огня.

Конь боевой всего дороже,

И ты, сынок, им дорожи.

И лучше сам ты ешь похуже,

Коня же в холе содержи.

Брат:

Служи верой и правдой.

Отец дарит шашку

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Шашка – гордость казака,

Служба без нее трудна!

Сын:

Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата,

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

- Пришел черед матери давать напутствие сыну:

Мать:

Вьется лентой степная дорога,

И в полях утопают станицы.

Ты, сынок, от родного порога

Защищать уезжаешь границы (обнимает сына).

Возвращайся скорей,

Мы ждать тебя будем.

Казак :

Наш устав и закон: честь, свобода, воля.

Ничего дороже нет, чем казачья доля.

Прости меня, родной батюшка!

Прости меня, родная матушка!

Прости меня, брат!

Бог даст, свидимся!

- Попрощавшись со всеми, казак отправлялся на военную службу. На въезде в нашу станицу находится красивейшая архитектурная композиция «Казачка провожает казака на войну». Кто из вас видел эту композицию? Что держит казачка в руках?

(Показ фотографии)

Казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах: отвоевывать свои земли у кочевников, а позже – защищать свою землю от набегов. А пока казак служил, в станице жизнь шла своим чередом…

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Передай шашку» (под музыку)

Дети стоят в кругу по цепочке передают шашку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени шашка, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица

- Как называется казачья шапка? - Папаха

- Какое оружие было у казаков? - Шашка

- Как называется казачий дом? - Хата, курень

- Воду приносили из чего? Колодец

- Лучший друг казака (конь)

- Как у казаков назывался рыбий суп? (уха).

- В чем готовили казачки еду? (чугунках)

3. Заключительная часть

- Отслужив в армии, возвращается казак на родимую сторонушку, где ждут его родные. Рада встрече вся семья. На радостях казаки поют веселые песни и от души пляшут.

КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС

Все вместе:

- Мы были!

- Мы есть!

- Мы будем!

- Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?

- Я хочу, чтобы вы всегда помнили, что мы с вами – казаки. Гордитесь этим званием, которое носили наши славные предки! И на память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски.

- До свидания! До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.

Конспект НОД по окружающему миру «Глобус» (старшая группа)Конспект НОД по окружающему миру «Глобус» (старшая группа) Цель: Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный шар (большая часть земного шара покрыта.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой» «Природа. Ценность природы для людей» Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Природа. Ценность.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру «Казаки — защитники родной земли»
Опубликовано: 10 апреля 2021 в 19:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД