Наталья Планина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие к птицам в осенний лес» и презентация НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие к птицам в осенний лес
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы
Цели:
• формировать обобщенное представление о птицах, о причинах сезонного отлета (исчезновение основного корма, замерзание водоемов); классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, снегирь, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец, журавль);
• упражнять в словоизменении имен существительных с предлогами (живет в скворечнике, улетает за море);
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие к птицам в осенний лес“ и презентация НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
• упражнять в словоизменении имен прилагательных (пуховое, маховое, легкое – перо; зимующие, перелетные – птицы; полый - стержень);
• упражнять в составлении описательного рассказа о птице с помощью модели;
• учить ориентироваться в пространстве с помощью слов «вперед», «назад», «налево», «направо»; употреблять предлоги «на», «над», «под»;
• закрепить знание геометрических форм;
• развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы;
• развивать мелкую моторику через изображение птицы с помощью ниткографии;
• закладывать основы экологического воспитания – учить бережному отношению к птицам.
Материалы и оборудование:
• аудиозапись «Голоса птиц»;
• ковер - самолет (отрез яркой ткани размером 11м, волшебный мешочек, волшебная стрелочка;
• наборы геометрических форм по количеству детей для изображения птицы;
• лоточки с птичьими перьями, лупы, веер;
• модели «Какая птица под листочком?», «Дерево», «Кормушка»;
• прямоугольники из ковролина, нитки, образец для изображения птицы из ниток.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;
• наблюдение за птицами на участке детского сада;
• чтение рассказа И. Соколова- Микитова «Улетают журавли», рассказа В. Гаршина «Лягушка - путешественница»;
• чтение стихотворений А. Барто «Синица», «Новая столовая», рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге», стихов Н. Рубцова «Воробей», «Ворона»; отгадывание загадок о птицах;
• изготовление кормушки из картона.
Содержание
1. Оргмомент
Воспитатель. Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
Воспитатель. Как вы думаете, мы сейчас можем услышать пение птиц в парке, в лесу? Нет. Птиц сейчас очень мало. Я приглашаю вас в путешествие в осенний лес. Этот лес волшебный и в нем нам встретятся разные птицы. Предлагаю отправиться в лес на необычном сказочном средстве передвижения. Что это? Давайте откроем мешочек с секретом – там что- то лежит. Это ковер - самолет. На нем мы и полетим в осенний лес. Скажем волшебные слова: «Крибле, Крабле, бумс!». Закройте глаза и представьте, что мы летим. У меня есть стрелочка – помощница, она будет помогать выбирать направление. Куда сейчас показывает стрелочка? Прямо.
2. Воспитатель. Мы прилетели к волшебному дереву (На мольберте пособие с прорезями «Дерево». Слева от ствола изображена кормушка для птиц, справа – скворечник). Сядьте на стульчики. Птицы в нашем лесу перемешались, необходимо разделить их на зимующих и перелетных. Почему их нужно разделить?
Дети. Перелетные птицы осенью улетают туда, где не бывает зимы.
Воспитатель. С чем связан осенний перелет птиц? Исчезает корм, которым питаются насекомоядные птицы. Насекомые прячутся от мороза в щели, под снег. Водоемы покрываются льдом, и водоплавающие птицы остаются без корма.
Дети берут в руки изображение птицы, вставляют в прорезь на дереве со словами: «Это ласточка. Она перелетная птица. Я посажу ее на дерево справа». «Это воробей. Это зимующая птица. Я посажу его на дерево слева».
Воспитатель. Давайте попрощаемся с перелетными птицами и будем ждать их обратно весной. Послушайте об этом стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…».
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Какие птицы первыми улетели? Кто отправился за ними? Журавли, кукушки, аисты, грачи.
3. Воспитатель берет в руки изображение зимующей птицы и помещает его на кормушку, на ветку под кормушкой, на ветку над кормушкой.
Воспитатель. Где находится птица? В случае затруднения детей необходимо показать с помощью жестов значение предложных конструкций. Попросить детей выполнять движения и называть предлоги вместе с педагогом. После этого предложить детям самим произвести те же движения, но по команде воспитателя. Произнести с паузами несколько команд: «на, над, под, над, на, под…».
4. Воспитатель. Куда указывает стрелочка – помощница? Наш ковер – самолет поворачивает налево и делает посадку на геометрической поляне. Сядьте за столы и сложите птицу из геометрических фигур. Расскажите, как вы это сделали. Дети складывают фигурку птицы и рассказывают : «Туловище птицы я сложил из овала, голову – из круга, клюв и хвост – треугольник, лапки – треугольники, крыло - полукруг».
Физкультминутка «Аист».
Дети. Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист детям отвечает:
Топай левою ногой,
Топай правою ногой,
Снова левою ногой,
Снова правою ногой!
Вот тогда придешь домой!
5. Воспитатель. А сейчас мы находимся в лесной лаборатории и вы будете исследователями. Кто скажет, чем занимается исследователь? Он изучает какой – то предмет. Мы с вами будем изучать перо птицы. Возьмите подносики с птичьими перьями. Когда мы смотрим на птиц, то задаем себе вопрос: «Почему птицы умеют летать? Почему не умеют летать люди?». Рассмотрите птичьи перья – одно пуховое, другое маховое. Можете в лупу рассмотреть пушинки. Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым? Где на теле птицы растут пуховые перья? Правильно, на туловище. Какое перо помогает птице летать и называется маховым? Почему так называется? Где растут эти перья? (Крылья и хвост). Перья легкие или тяжелые? Почему легкие? Воспитатель демонстрирует разрез на стороне махового пера – оно внутри полое, пустое. Почему? Чтобы быть легким. Воспитатель показывает на примере веера, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и как складываются, когда птицы садятся.
- Как вы думаете, птица может с раскрытым хвостом и крыльями опираться на воздух? Почему, когда садится, то складывает крылья и хвост? На земле раскрытые крылья и хвост будут мешать. Значит, какой делаем вывод? Птицы умеют летать, потому что у них:
1) Широкие крылья и хвост;
2) Легкие перья и полый стержень;
3) Птица ест понемногу, она легкая.
А теперь отдохнем. Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
6. Воспитатель. Куда показывает волшебная стрелочка? Летим прямо. Попадаем на полянку с загадками. Садитесь на стульчики. Какая птица спряталась под листочком? Рисунок-модель поможет вам узнать птицу. Нужно рассказать, какое оперение у птицы, чем она питается, где ее гнездо, перелетная она или зимующая. По картинному плану дети составляют загадку – описание птицы и называют ее. (Ласточка, ворона, воробей, скворец, снегирь).
7. А сейчас стрелочка снова указывает прямо, потом налево, и мы попадаем в лесную художественную мастерскую, где будем заниматься ниткографией. Из ниток выложим изображение птицы. В этом поможет образец. Подумайте, кому мы можем подарить этот ковёр с птицами.
Дети выкладывают по одному изображению птицы
8. Рефлексия.
Выставка рисунков из ниток на ковролине. Дети высказывают пожелания, кому бы они хотели подарить ковёр с рисунками.
Вопросы:
• Где мы сегодня побывали?
• О ком говорили?
• Что исследовали?
• Каким необычным способом рисовали? Дома на таких же кусочках ковролина вы сможете изобразить других птиц.
• А сейчас садитесь на ковёр-самолёт, скажем волшебные слова и вернёмся в детский сад.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты : Кн. 1,2,3.- М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Епифанова О. В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в старшей группе. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2012.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (некоторые методы и приемы) – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
5. Мирясова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. – М. : Гном – Пресс, 1999.
6. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий с детьми дошкольного возраста. – СПб. : Паритет, 2006.
7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М. : Гном- Пресс, 1999.