Наталья Губанова
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экология города»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного
возраста «Экология города" (экологическое воспитание)
Автор: Губанова Наталья Александровна, воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
"Детский сад общеразвивающего вида № 189" городского округа Самара
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Экология города“» размещена в разделах
Цель:
Формирование у детей экологического сознания – понимания необходимости поддерживать чистоту города.
Задачи:
1. Закрепить представление детей об источниках возникновения мусора.
2. Продолжать формировать умение видеть экологическую проблему и находить её решение.
3. Развивать умение сортировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены, передавать в рисунке (заготовке) во что можно превратить использованный предмет.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением свалок, разных видов мусора;
Предметы из различных материалов: пластика, стекла, металла, бумаги;
Картинка – схема;
Контейнеры (4 шт.) с условными обозначениями;
Рисунки – заготовки с изображением использованных предметов;
Восковые мелки;
Синий и красный обручи;
Методы и приемы:
1. Наглядные - рассматривание
2. Словесные – беседа, вопросы
3. Игровые – игры «Собери мусор», «Рассортируй мусор».
4. Практические - рисование, выстраивание схемы появления и переработки мусора.
Предварительная работа:
1. Беседа о поделках из расходного материала, о свойствах пластмассы, стекла, металла, бумаги;
2. Наблюдения на прогулке за чистотой на участках и улице;
3. Рассматривание поделок из расходного материала.
Ход НОД :
Воспитатель:
Шар земной - наш дом родной,
Но теперь от века к веку
От деяний человека,
Он в опасности большой
Наша планета – Земля с каждым днем загрязняется все больше и больше. Чистых мест остается все меньше. Мы должны защищать нашу природу, делать так, чтобы город был чище и ещё красивее. От этого зависит наше с вами здоровье. От каждого человека в среднем остаётся около пятисот кг мусора за целый год.
Ежедневно мы выбрасываем множество мусора (консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки и многое другое и показывает картинку с изображением свалки мусора возле контейнеров).
Воспитатель: - Как называется большое скопление мусора?
Дети: (Свалка)
Воспитатель: - Посмотрите и скажите, каким стал город от таких больших свалок?
Дети: (Грязным и некрасивым).
Воспитатель: - Как же быть с этими отходами? (воспитатель показывает ещё картинки с изображением мусора).
Дети: (их надо вывозить и перерабатывать).
Воспитатель: - Что объединяет все картинки?
Дети: (на них изображен мусор, показаны свалки).
Воспитатель ставит перед детьми проблему:
- Ребята, скажите, как мы можем справиться с такой бедой, чтобы наш город снова стал чистым и красивым?
Дети: (Надо мусор убирать, выносить)
Воспитатель: - Откуда же берётся мусор?
Дети: (Его делает сам человек)
Воспитатель: - Какие вы знаете виды мусора? (воспитатель показывает картинки с изображением видов мусора)
Дети: (От еды, от стройки, домашний мусор).
Воспитатель: - А как называется мусор от еды? (пищевой). А как правильно называется мусор домашний? (бытовой). А как вы думаете, что относится к строительному мусору (старые кирпичи, поломанные доски и т. д.) Какой из этих видов мусора приносит природе наименьший ущерб и почему?
Дети: (пищевой приносит меньше вреда, он сгнивает).
Воспитатель: - Попробуйте описать путь мусора и с помощью картинок выложить схему этого пути.
Дети выкладывают схемы: (мусорный пакет - мусоропровод - мусорный контейнер - свалка).
Воспитатель: Можно ли сжигать мусор? Почему? Можно ли его закапывать?
Дети:- Сжигать нельзя, мы дышим загрязненным воздухом. Закапывать нельзя – мусор весь не сгнивает.
Воспитатель: Правильно ребята, ведь при горении мусора (опавшей листвы, бумаги, пластмассовых бутылок, пакетов) выделяются опасные вещества, которые загрязняют воздух, и мы им дышим. И закапывать железные банки, пакеты, пластмассу, стекло тоже нельзя, потому что они несколько тысяч лет лежат в земле и не перегнивают.
Воспитатель: - Посмотрите, вам нравится, как красиво и уютно в нашей группе?
Дети: (нравится).
Воспитатель (берет корзины с мусором и разбрасывает по группе) :
- Какая сейчас стала наша группа?
Дети: (грязная, не красивая, не уютная)
Воспитатель: - Вот так сейчас выглядят и наши улицы в данный момент. Пока на них будет находиться мусор, они будут ни красивые и грязные, гулять по таким улицам неприятно. Предлагаю вам, собрать весь мусор в игре «Соберем мусор вместе», разделитесь на две команды, чья команда соберет больше мусора.
(Дети делятся на две команды, придумывают названия команд - «Друзья природы» и «Юные экологи», воспитатель предлагает выстроиться в две колонны и кладет на пол возле них обручи для мусора).
Команды собирают мусор, который лежит на полу, на скорость. Одна команда собирает в синий обруч, другая в красный.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Очень быстро собрали весь мусор. Группа снова стала чистой, уютной и красивой.
-Как вы считаете, что нужно делать с накопившимся мусором, если его нельзя сжигать и закапывать?
Дети: (его нужно перерабатывать)
Воспитатель: - А что нужно сделать с мусором, чтобы его переработать?
Дети: (пересортировать)
Воспитатель предлагает игру «Рассортируй мусор» - выставляет контейнеры с условными обозначениями для разных материалов, из которых сделаны предметы мусора. В контейнер с кругом - стекло, с квадратом - бумагу, с овалом – пластик, с треугольником – металл (те же команды, игроки команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным условным знаком. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.
Воспитатель: - Молодцы! Вы справились. Теперь мусор можно отправить на заводы.
-А вы знаете, что на заводах происходит с отходами?
Дети: (да, их перерабатывают)
Воспитатель: Послушайте и посмотрите на экране как перерабатывают отходы :
Бумага:
Для того, чтобы правильно переработать бумагу, её нужно сначала измельчить с помощью специального устройства «мельницы». В получившуюся массу заливают горячую воду с химическими веществами, которые обесцвечивают бумагу и превращают её в кашицу. После этого бумажная кашица попадает на транспортёр, проходит через сито, и лишняя вода вытекает. Следующий этап переработки – сушка. Далее горячий каток придаёт бумажной массе форму тонкой ленты, большие катки разглаживают её. Переработка практически завершена! Как только бумагу свернут в рулоны, то её уже можно отправлять в дальнейшее производство.
Пластик:
Прежде всего, необходимо удалить грязь и запах. Для этого отходы из пластика тщательно сортируются и промываются. Затем пластик измельчается в «мельнице» до маленьких гранул, поступает в ёмкость с горячей водой, и после очередной промывки отжимается и высушивается. Для создания нового изделия из пластика, полученную массу расплавляют и придают ей нужную форму. Переработка завершена!
Стекло:
Перед началом переработки стекло нуждается в сортировке. Коричневое, зелёное и прозрачное стекло отдельно друг от друга измельчается до состояния песка. Песок поступает в печи, где происходит его плавление. А чтобы оно получило нужную форму, вдувается воздух. В дальнейшем стекло отделяют от стеклонадувки и охлаждают в специальной камере. На завершающем этапе полученные изделия из стекла упаковываются, и готовы к дальнейшему применению.
Металлы:
Перед переработкой металлов также необходима тщательная сортировка. Отделяют алюминий, необходимый для производства банок, вёдер, кастрюль и т. д. и металлик, который в дальнейшем будет служить основой корпусов автомобилей, самолётов, морских судов, бытовой техники. Алюминий расплавляется в печах и разливается в формы, после чего его раскатывают в длинные тонкие листы и режут по необходимому размеру под алюминиевые ёмкости, которые заливаются пищевым продуктом и герметично закрываются. Металлик прессуют в блоки, которые переносятся мощными магнитами в печи для переплавки. После этого металл разливается в формы и раскатывается в широкие, но тонкие листы. Теперь он готов для повторного использования!
Воспитатель предлагает детям экологический тренинг «Что будет?», зачитывает высказывание, а дети должны его закончить:
а) Если посадим в городе много деревьев, цветов, травы, значит (будет больше кислорода и красоты).
б) Если вырастет много деревьев, то (будет больше птиц).
в) Если будет больше птиц, значит (будет меньше гусениц и вредителей для деревьев).
г) Если мусор бросать в урны, то (в городе будет чистота).
д) Если мусор люди будут сортировать, то (можно будет выпустить новое изделие).
е) А если будет чистота, значит (люди будут здоровы).
Воспитатель уточняет знания детей о пословицах о чистоте города
Чисто жить – здоровым быть!
Чисто не там где убирают, а где не сорят!
Чистый город начинается с каждого из нас!
Чистота города всего полезней – сохранит от всех болезней!
Чистота нужна везде – дома, в городе и на работе,
И на суше и в воде!
Воспитатель просит объяснить смысл пословицы «Чистый город начинается с каждого из нас».
Физминутка «Прогулка в лес»
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг, (потягивание – руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер, (наклоны вперед с разведением рук в стороны)
Расстилается ковер (разведение рук в стороны)
И направо и налево, (наклон – коснуться левой ступни правой рукой и наоборот)
К небу руки потянули,
Позвоночник растянули, (потягивание, руки вверх)
Отдохнуть мы все успели (ходьба на месте)
И на место снова сели.
Воспитатель: - Ребята, мусор привезли на завод и переработали, а затем сделали из него новые предметы. Давайте и мы с вами создадим папку рисунков «Красивые предметы из мусора». (Показывает листы – заготовки с шаблонным изображением предметов мусора – молочный пакет, пуговицы, стакан из-под йогурта, коробка, ведро, спичечный коробок, коробка из-под сока и предлагает выбрать по желанию и дорисовать его восковыми мелками, получив предмет – поделку).
Воспитатель хвалит детей за сообразительность, выдумку в рисунках.
Воспитатель:
- Мы речь свою вели о том,
Что вся Земля - наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём,
Что надо мусор убирать
И город в чистоте держать!
Давайте, друзья, везде, где живем
Деревья посадим, сады разведем
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, чем вам сегодня понравилось заниматься? О чем вы узнали? О чем еще вам хотелось бы узнать?
Дети: (мы сегодня узнали, как перерабатываются отходы, как мусор превращается в красивые вещи)
Воспитатель: - А почему нельзя смешивать отходы?
Дети: (Потому что отходы нельзя потом использовать, не смешанный мусор легче сортировать и пускать на переработку. Мы поняли, что важным является поддержание чистоты улиц в городе и о вреде мусора для человека.
Дети высказывают свои впечатления и пожелания