Папки-передвижки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к осеннему лесу»

Кузьмина Альфия
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к осеннему лесу»

Вид занятия: игра-путешествие

Возраст детей: 6 лет.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Цель: Углубить и конкретизировать представление детей об условиях жизни растений и животных осенью.

Задачи :

Обучающие

Расширить знания детей о состоянии растений осенью.

Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях

Учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к осеннему лесу“» размещена в разделах

Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Развивающие

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух, память, мышление, воображение.

Продолжать обогащать словарный запас детей названиями ягод, грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

Воспитательные

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.

Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

Методы и приемы

• Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

• Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.

• Практические:, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, активная деятельность детей.

Демонстрационный материал:

Разноцветны листья для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад».

Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

Письмо от лесных жителей.

Карточки с изображением листьев и семян деревьев

Плакат с изображением леса («Лес – многоэтажный дом»).

Макеты или ветки деревьев (клён, берёза, рябина, сосна, ель, дуб).

Ёжик, обмотанный кленовыми листьями.

Макеты грибов, пень, корзинка с загадками.

Картинки с изображением ягод (съедобные и ядовитые).

Картинки с изображением ягод, грибов, птиц, зверей, насекомых.

Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

Угощение от Осени (корзина с «грибочками» и «орешками»).

Организация занятия

Дети располагаются в центре группы на ковре. Мольберт воспитателя с пособиями стоит рядом. В группе расставлены столы для выполнения заданий.

План занятия

1 часть. Вводная часть

Приветствие

Постановка проблемной ситуации для определения темы НОД.

2 часть. Основная часть

1. Решение проблемной ситуации, отправление в лес.

2. Чтение стихов

3. Нахождение письма

4. Работа с плакатом-схемой «Лес – многоэтажный дом».

5. Дидактическая игра «Плоды и семена»

6. Отгадывания загадок

7. Физминутка

8. Дидактическая игра «Что лишнее?»

3 часть. Заключительная часть

1. Итог непосредственно – образовательной деятельности

2. Сюрпризный момент

Длительность: 30 мин.

Ход НОД:

(Группа украшена в виде лесной поляны).

I Организационный момент. Постановка проблемной ситуации для определения темы НОД.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Смотрите, ребята в нашей группе листья! Что же здесь произошло? А вот тут какой интересный и большой лист! Это послание нам оставила осень. Давайте его прочтем.

«Ребята, я приглашаю вас в путешествие. А куда, попробуйте догадаться»

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Какое сейчас время года? (Сейчас время года – осень).

Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?

(В осенний).

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «голоса леса»)

Вот и лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

(Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные).

Давайте поприветствуем осенний лес, прочитав ему стихотворения (дети читают стихи)

В тёмный лес дремучий

Заглянула Осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зелёной кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке

Е. Трутнева.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

Звучит шорох листвы, лёгкого ветра.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями? (На ковёр).

Дует ветер, летят листья.

Ребята, что это сейчас было (Листопад)

А что это такое Листопад?

(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают).

Не только деревья готовятся к зиме, но и все его обитатели. А как животные готовятся к зиме?

(Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)

Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор.

И осень нам приготовила задание, нужно догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?

Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?

(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)

Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё? (Грибы, деревья, ягоды, цветы).

А вы знаете, кто самые главные жители в лесу? (Деревья).

Почему Вы так думаете? (Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

Какие виды леса Вы знаете? (Березняк или берёзовый лес)

Какой ещё бывает лес (Ельник, дубрава, смешанный).

А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?

(Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза).

Какое дерево самое высокое в смешанном лесу? (Сосна, старый дуб).

А есть в лесу невысокие деревья? (Липа, рябина).

Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).

Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, малина, боярышник).

У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

И вот еще одно задание,которое нам приготовила осень.

Игру «Плоды и листья деревьев». (На столе разложены карточки с деревьями и карточки с их плодами и листьями. Ребята должны найти пару)

Ребята, молодцы, отлично справились с заданием,а теперь давайте повесим наши плоды на соответствующие деревья.

Вот мы украсили самых главных обитателей леса. Посмотрите, как сразу стало уютнее и наряднее в лесном осеннем доме.

Ребята пойдемте дальше, посмотрите мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ой, а в корзинке - грибные загадки нам Осень приготовила. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы.

(Отгадывают загадки)

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора -. (боровик)

Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как называют?

Правильно, белым грибом. А почему? (Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб – полковник)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

Какие бывают опята? (Летние и осенние).

Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать).

Я в красной шапочке расту

Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Почему этот гриб так называют? (Потому что чаще всего он растёт под осиной).

Расскажите, что вы знаете об этом грибе?

(Это съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка).

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще.

(подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом. Как же всё же их различить?

(По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым).

Вот сколько много интересного мы узнали с Вами о грибах.

Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные)

А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)

Почему его так называют?

(Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)

А может всё таки он не так плох, может кому – то он полезен?

(Лоси им лечатся, проглатывая его целиком).

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

(Бледная поганка, ложный опёнок).

Спасибо, Осени, что привела нас на грибную поляну и научила как отличать съедобные грибы от несъедобных, а нам пора продолжить наше путешествие, но прежде, давайте расселим грибы в лесном доме. На какой этаж дома мы их поселим? (На первый).

Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Каких птиц Вы знаете?

(Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете? (Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы? (Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Каких зимующих птиц Вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы)

Где в лесном доме живут птицы? (На деревьях, в кустах)

Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.

(Воспитатель обращает внимание детей на кусты, на которых размещены разные ягоды)

Посмотрите, в этом лесу есть волшебные кусты с ягодами. Какие ягоды Вы знаете? (малина, брусника, черника, волчья ягода, шиповник)

Малина, брусника, черника, шиповник-это съедобные ягоды, а волчья ягода ядовитая.

На каких этажах живут ягоды?

(На первом: земляника, клюква, черника. И на втором: малина, ежевика, боярышник, шиповник, волчья ягода.)

Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили?

(Нет, остался ещё один этаж)

Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?

(Корни деревьев; черви, муравьи, кроты)

Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.

(Дети расставляют подземных жителей на свои места).

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом.

В высоком старом лесу пять этажей. Пятый – это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких? (Сосен, елей, дубов)

Четвёртый – кроны деревьев пониже. (Клёны, берёзы, осины.)

На них расположились птицы и звери. (Белка, дятел, сова)

Третий этаж – кусты и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают ягоды и птицы. (Соловей)

А второй и первый этажи – травы, цветы, грибы, ягоды и звери).

В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зелёных обитателей леса и живут подземные жители.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

А с какой целью человек ходит в лес?

(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами).

Почему говорят «Лес – наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес? (Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

(Звучит музыка. Появляется Осень с корзинкой печёных грибочков и орешков.)

Осень: Здравствуйте, ребята, я наблюдала за Вами всю вашу прогулку. Какие Вы молодцы, как много знаете и обо мне, и о лесе. А как замечательно Вы себя вели в нашем лесном доме! Лесные жители, как настоящие гостеприимные хозяева, приготовили Вам гостинцы – мои дары: грибы и орешки.

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

(Осень уходит)

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес! (Дети под «Шум леса» уходят в группу).

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Птичий двор» Применяемые педагогические технологии: - технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; - здоровье созидающая технология.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Мой друг — светофор»Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Мой друг — светофор» Цель: Создание условий для знакомства с правилами безопасного поведения на улице. Задачи: • Формировать навыки безопасного поведения в.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к осеннему лесу»
Опубликовано: 9 июня 2020 в 00:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД