МААМ-картинки

Конспект НОД «История часов» для старших дошкольников

Анастасия Саутина
Конспект НОД «История часов» для старших дошкольников

Тема. История часов

Образовательная область. Познавательное развитие

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, технология «река времени»

Возраст. Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Уровень подготовленности детей:

– имеют элементарные представления о часах и их назначении

Цель: Развитие познавательных интересов у детей.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД „История часов“ для старших дошкольников» размещена в разделах

– Продолжать знакомить детей с историей появления часов;

– Обогащать и расширять знания о различных видах часов, их особенностях.

Развивающие:

– Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

– Учить беречь время.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

– Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» – Т. Н. Доронова, С. Т. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова. – Просвещение, 2016.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал: картинки с изображением часов разного вида, песочные часы, механические часы, панно «река времени»

Раздаточный материал: маленькие картинки с часами для наклеивания, клей, макеты часов

Словарная работа:

Обогащение словаря: циферблат, шкала, сила притяжения

Активизация словаря: история, сосуд, сутки

Пассивный словарь: механизм

Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Какие бывают часы», отгадывание загадок о часах

Педагогические эффекты:

– расширяется кругозор детей;

– развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, внимательность;

– приобретаются практические навыки при изучении свойств предметов;

– обогащается словарь детей.

Структура занятия

Вводная часть.

– Эмоциональное вхождение в занятие;

– Сообщение темы.

Основная часть.

Заключительная часть.

Содержание формы работы Деятельность педагога Деятельность

детей

Вводная часть.

Воспитатель:

Дети, сегодня я хочу рассказать нам интересную историю о предмете, который нужен был всем людям во все времена. Что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.

На руке и на стене

И на башне в вышине:

Ходят, ходят

Ровным ходом –

От восхода до захода.

Воспитатель:

– Для чего нужны часы?

– Как вы думаете, какими были первые часы и как они появились?

Ответы детей

Эмоциональное вхождение в занятие

Диалоговое общение

Приветствует детей

Загадывает загадку

Слушают

Отгадывают

Отвечают на вопросы

Основная часть.

Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, как произошли часы. В древние времена люди захотели узнать, когда приходит ночь, а когда наступает утро, и время стали отсчитывать с помощью солнца. Кто из вас знает, как они это делали?

Ответы детей: Узнавали по тени.

Воспитатель: Люди заметили, что палка, воткнутая в землю на открытом пространстве, освещенном солнцем, отбрасывает тень (показ картинку). Движется вперед время, перемещается по небу солнце – и передвигается по земле тень от палки, перемещаясь с одного места на другое, описывая своим концом дугу. На поверхности проводят линии, которые соответствуют направлению тени в тот или иной час дня, а на линиях отмечают соответствующие цифры. Лучи от солнца падают на палку, тень от палки падает на циферблат и указывает время. (показ картинки)

Дети, как вы думаете, удобно ли было пользоваться солнечными часами?

Ответы детей: Нет, потому что ночью нет тени от солнца.

Воспитатель: А чем еще они были неудобны?

Ответы детей: в пасмурную погоду нет тени от солнца.

Воспитатель: В какую погоду и в какое время суток можно пользоваться солнечными часами?

Ответы детей: Днем и только в солнечную погоду.

Воспитатель: Правильно. Беда в том, что для их работы необходимо, чтобы светило солнце. И люди вскоре поняли, что необходимо найти способ измерять время и в тех случаях, когда солнце отсутствует, и то солнца обратились к земле. Они стали использовать силу притяжения земли и создали водяные и песочные часы. (показ картинки)

По использованию водяные часы занимали второе место после солнечных часов. Первые водяные часы были созданы в Греции. Дети, как вы думаете, почему часы назывались водяными?

Ответы детей: Потому, что в них вода.

Воспитатель: Правильно, они показывают время с использованием воды, протекающей из одного сосуда в другой, на который нанесена временная шкала. Промежуток времени измеряется количеством воды, вытекшей капля за каплей из маленького отверстия, сделанного на дне сосуда.

Чем водяные часы были лучше солнечных?

Ответы детей: Их можно было использовать днем и ночью, в любую погоду.

Воспитатель: Правильно, водяные часы пригодны для непрерывного измерения времени и днем и ночью. Ребята, а вы знаете часы, похожи на водяные?

Ответы детей : Песочные

Воспитатель: Конечно, песочные часы являются родственниками водяных часов, обе разновидности зависят от материала или жидкости, проходящих через отверстие. (показывает картинку)

Воспитатель: Скажите, из чего состоят песочные часы?

Ответы детей: Из песка

Воспитатель: Давайте проведем опыт и сравним 1 минуту в песочных часах и в механических часах. (проводится сравнение)

Воспитатель: Как вы думаете, какого размера должны быть песочные часы, чтобы измерить целый день – сутки?

Ответы детей: Очень большие, огромные.

Воспитатель: Удобно ли пользоваться такими часами?

Ответы детей: Нет, потому что они не поместятся в доме.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «А часы идут, идут»

Тик – так, тик – так,

В доме кто умеет так?

Отбивает каждый так (наклоны влево – вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка. (Дети приседают)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью (Приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда и отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает и спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются).

Воспитатель: Теперь, покажите мне, пожалуйста, глазами часики – посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз) А сейчас покажите мне часики языком (артикуляционная гимнастика)

Воспитатель: Наряду с водяными и солнечными часами появились так называемые свечные часы. Как вы думает, из чего они были сделаны? (показ картинки)

Ответы детей: Из свечки

Воспитатель: Правильно, это очень простые часы. Они мели вид тонкой свечи с нанесенной по всей длине шкалой, а ночное время они служили «лампочкой» для жилища. Иногда к бокам свечи крепили металлические штыри, которые по мер сгорания свечи, падали и, ударяясь по металлической чашке подсвечника, издавали звук – своеобразный сигнал времени. Как вы думаете, чем эти часы были хороши, а чем плохи?

Ответы детей: Они работали днем и ночью, но от них мог произойти пожар.

Воспитатель: Позже появились механические часы. Они были напольными, настенными. Также интересными были часы с кукушкой (показ картинок)

Воспитатель: В наше время уже существуют электронные часы. (показ картинок) Часы бывают разных видов и форм (показ картинок)

Диалоговое общение

Рассказывает и показывает картинки

Задает вопрос

Слушают

Рассматривают картинки

Отвечают на вопрос

Слушают

Отвечают на вопросы

Заключительная часть

Воспитатель:

– Ребята, какие виды часов вы сегодня узнали?

– Какие часы были самыми первыми?

– Какие часы появились позже?

– Какие часы существуют сейчас?

Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и расположить на «реке времени» виды часов по мере их появления в истории человечества.

Воспитатель:

– Понравилось ли вам наше занятие?

– Что нового вы узнали?

Ответы детей

Воспитатель: А сейчас я хочу вам показать макеты часов, с которыми мы будем заниматься на занятиях по математике и учиться определять время.

Диалоговое общение Задает вопросы

Объясняет, как нужно выполнить задание

Раздает детям макеты часов

Отвечают на вопросы

Дети располагают картинки на «реке времени»

Дети рассматривают макеты

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группеКонспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группе Цель: познакомить детей с многообразием видов часов и их основными функциями. Задачи: - развивать активность, любознательность, познавательный.

Конспект НОД для старших дошкольников «Волшебная снежинка!» Образовательная область: «Художественное творчество». Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Физическая.

Конспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольниковКонспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольников Ноткин домик Задачи Познакомить с нотами (их названием) Дать представление о нотном стане и скрипичном ключе Пособия: музыкальная ширмочка.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ. Задачи:.

Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись»Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись» Тема: «Городецкая роспись»Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование) Продолжительность – 25 минут. Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольниковКонспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольников Конспект Нод по лепке «Овощи» Программные задачи: 1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер.

Конспект познавательной беседы в комбинированной группе «Часы. История часов»Конспект познавательной беседы в комбинированной группе «Часы. История часов» Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления.

Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка»Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «История одного камушка» Конспект занятия по рисованию Тема «История одного камушка» Цель: вызвать интерес ребенка к новому виду нетрадиционного рисования - на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «История часов» для старших дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2022 в 09:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД