Виктория Загоруйко
Конспект НОД по познавательному развитию «Пресветлое солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»
на тему: «Пресветлое солнце»
Программное содержание:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России;
Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира, воспитание интереса и любви к народному искусству.
Материалы и пособия:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Пресветлое солнце“» размещена в разделах
Комплект иллюстративно – дидактического материала «Российская символика»; выставка предметов народного декоративно – прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и т. п.).
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение герба России. Задает вопросы детям:
- Что вы видите на рисунке? (Ответы детей).
- Кто изображен на гербе нашей страны? (Ответы детей).
- У нашего Российского герба есть своя история. Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали люди, множество имен дали солнцу. Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе.
- Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Ответы детей).
- Кого напоминает солнце на небе? (Ответы детей).
Обобщая ответы детей, воспитатель рассказывает о том, что народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами : с орлом или Жар-птицею - ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей,
-яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста. Затем педагог предлагает детям отгадать загадки:
- Красная девушка по небу ходит (Солнце).
- Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, расчешу золотые косы (Солнце).
Вопрос детям:
- Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой девушкой? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть портрет молодой крестьянки в праздничной, нарядной одежде, полюбоваться тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье. Он обращает внимание детей на то, что и сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе, неподалеку от города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко или утреннюю зарю, сказочную, прекрасную царевну. Воспитатель продолжает свой рассказ:
- Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей плывущую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку. «Матушка Красна Солнышка», - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:
Светел месяц –
То хозяин во дому.
Красно солнышко —
То хозяюшка.
Часты звездочки –
Малы деточки.
Воспитатель рассказывает детям, что от солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей - славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. В сказках говорилось, что обитает Солнце на востоке, далеко за морем, в Солнечном царстве.
- Послушайте, как рассказывается о самом Царе-Солнце в народной песне :
В три ряда его желты кудри завивалися,
Во первой – то раз завивались красным золотом,
Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,
А в третий раз завивались скатным жемчугом.
Вопрос воспитателя:
- Как вы, ребята, думаете, что это такое - золотые, серебряные, жемчужные кудри солнца?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Во дворце, который окружает волшебный сад, Царь – Солнце восседает на златотканом престоле. Днем Царь-Солнце путешествует по небу на колеснице, запряженной двумя золотыми орлами.
Задание детям:
- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской крестьянки, найдите на нем и покажите изображение солнечной колесницы. Воспитатель обращает внимание ребят на фотографии народных вышивок:
- Солнечную колесницу русские крестьянки вышивали на белом полотне яркими, красными, синими нитями. В давние времена украшали такими вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзоры кровати.
На иллюстрации - два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху - само Солнце. Можно увидеть и сестер Солнца : Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Народные предания говорят, что Утренняя Заря выводила солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимала ее, когда она возвращалась.
Вышивка отражает какую-либо наиболее яркую особенность образа. Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу. Задание детям:
- Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите изображения орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.
Вопросы детям:
- Почему у орла две головы? (Ответы детей).
- На что похожи перья на крыльях орла? (Ответы детей).
- Что означает изображение орла на гербе России? (Ответы детей).
- Почему орел золотой? (Ответы детей). Далее воспитатель предлагает детям нарисовать солнечную колесницу и украсить ее по своему желанию.