МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История шерстяного клубочка»

Севиль Бесланеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История шерстяного клубочка»

Конспект НОД. Ознакомление с окружающим миром, старшая группа

«История шерстяного клубочка»

Воспитатель 1 категории: Бесланеева Севиль Надировна

МКОУ"СОШ№6 им. М. Ю. Лермонтова" г. Баксан

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей получения пряжи, шерсти, ее свойствами.

2. Развивать экспериментаторские навыки, тактильное восприятие, мелкую моторику.

3. Воспитывать уважение труду человека, интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

• Большой шерстяной клубок, для заинтересовывающего момента.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „История шерстяного клубочка“» размещена в разделах

• Вязаные вещи из шерсти.

• Иллюстрации с изображением древних людей делающих одежду, козы, овцы, ножниц, электрической машинки для стрижки овей, человек стрижет овцу.

• Указка.

• Магнитная доска.

• Магниты для прикрепления иллюстраций.

• Влажные салфетки на каждого ребенка. (Вытереть руки после очистки шерсти от мусора).

• Обруч с привязанными к нему нитками для физминутки.

• Корзинка с разноцветными клубочками ниток и не пряденой шерстью.

• Оборудование для экспериментирования: комочки шерсти, миски с водой, ножницы, стаканчики под ножницы, лупы на каждого ребенка.

• Поднос для шерсти, которую пытались спрясть дети.

• Экспонаты для музея (веретено, прядильный станок)

• Материалы для рисования. Фетр, нарезанные цветные нитки.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

• Знакомство «Клубок по кругу».

• Мотивация «Путешествие с шерстяным клубочком».

• Рассматривание вещей, иллюстраций.

• Рассказ воспитателя.

• Вопросы.

• Методы исследования: эксперимент, умение видеть проблему, наблюдение, умение давать определения понятиям, выдвижение гипотезы, суждение.

• Практическая деятельность.

• Анализ работы детей.

• Рефлексия.

Ход занятия:

I. Знакомство и (организационный момент).

Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые и замечательные. А еще я много слышала о том, что вы самые умные и дружные, это правда?. Здорово! Значит, я не ошиблась. А вы знаете, как я нашла к вам дорогу? Мне помог вот этот волшебный клубочек. И что-то мне подсказывает, что он много интересного о себе нам хочет рассказать.

Но сначала клубочек хочет нас познакомить друг с другом. Мы будем передавать клубочек по кругу, обматывая ниточкой свой большой пальчик и называть свое имя. (Начинаю с себя) Меня зовут Севиль Надировна, а тебя? (передает клубок) Смотрите ребята, что сделал клубочек. Не смотря на то, что мы все разные, он решил нас объединить в одну дружную команду

- Вот и познакомились, замечательно.

- Ну а теперь, давайте узнаем, что же интересного он нам хочет рассказать! Путешествие начинается! (Прокатить клубок в сторону музея).

II. Основная часть занятия.

«Музей»

- Привел нас клубочек в музей, где хранятся, красивые вещи. Какие вещи вы узнали?. (Шапочка, шарф, носки, кофточка, рукавицы). Эта одежда сшита или связана?. (связана)

Из чего она связана?. (из шерсти, шерстяной пряжи)

- Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?. (Мягкая).

- Верно, вязаная одежда мягкая!

- А у вас есть вязаные шерстяные вещи? Если есть, то, какие?.

- Когда вы чаще надеваете шерстяную одежду, летом или зимой? И почему?. (Потому что в ней тепло).

- Конечно, вязаная одежда теплая!

- Так почему же человек делает так много вещей из шерсти?. (Потому что они удобные, мягкие, теплые).

- Ребята, клубочек предлагает перейти в следующий зал нашего музея.

- Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики! (Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом) Я расскажу вам, откуда взялась шерсть.

- Древнего человека кормила и согревала сама природа. Человек охотился на разных животных: мясо шло в пищу, а из шкур животных делали одежду. (Обратить внимание детей на иллюстрацию).

- Со временем человек приручил животных и понял, что можно использовать не только шкуру, но и шерсть, которой покрыто тело животного. Как вы думаете, как?. (шерсть можно было стричь).

- Больше всего людям понравилась шерсть овец и коз.

- Какое животное изображено на этой иллюстрации?. (Коза). Кто знает, какая шерсть у козы?. (Длинная, пушистая).

- Какое животное изображено на этой иллюстрации?. (Овца). Кто знает, какая шерсть у овцы?. (короткая, пушистая, завивается в колечки).

- Время от времени животных стригли большими железными ножницами. (иллюстрации) Но ножницами долго стричь и человек придумал электрическую машинку для стрижки животных. (иллюстрации, тогда работа пошла быстрее. (иллюстрации). Посмотрите, как много шерсти получается с одной овцы.

- Местами, эта шерсть была спутана в комья. Потому что животные гуляли под лучами палящего солнца, под сильным дождем, пробирались через густую траву, кусты.

- Шерсть необходимо было очищать от мусора, колючек, листьев, веточек. Человек перебирал ее руками, как бы расчесывая. После такой работы, шерсть становилась чистой, мягкой, пушистой.

- И уже потом с помощью вот такого приспособления, которое называется – веретено из шерсти стали прясть пряжу. Оно острое и поэтому с ним нужно обращаться очень аккуратно.

- Пряжей называют шерстяные нитки. (закрепить с детьми).

- Позднее, когда уже появилось электричество, на смену пришла электрическая прялка.

- Как вы думаете, можно спрясть шерстяную нить без прялки и веретена?.

- А давайте попробуем. Возьмите по комочку шерсти в одну руку, второй рукой попробуйте вытягивать нить, скручивая ее вращательными движениями.

- Получается нить?. Много мы таким способом можем напрясть шерсти?. Легкая это работа?.

- Вот поэтому и изобрел человек прялку и веретено, чтобы быстро прясть шерстяную пряжу.

- Ребята, наш клубочек говорит, что устал и предлагает вам немного поиграть., согласны?. Выходите на ковер.

Физминутка:

Игра «Веселая карусель»

К обручу привязаны цветные нитки с карандашами. Взявшись за карандаши, дети ходят по кругу, как только музыка заканчивается, дети должны скатать нитки на карандашах, направляясь к центру. Кто первый окажется у обруча, тот и выиграл.

Ну вот поиграли, теперь пора нам дальше двигаться.

(Прокатываю клубочек в сторону «Лаборатории»).

«Экспериментальная лаборатория»

- Это лаборатория, в которой проводятся интересные эксперименты!

- Здесь мы можем провести опыты и больше узнать о свойствах шерсти. Вы хотите стать исследователями? (Да). Как настоящие исследователи все свои выводы мы буде отмечать в специальных картах наблюдений.

Но прежде всего я хочу вам напомнить о правилах поведения в лаборатории. Самое главное, нам необходимо надеть специальные шапочки на голову, чтобы волосы не попали на наш стол.

- Обратите внимание, на столах лежат лупы, это увеличительные стекла для рассматривания мелких предметов, с ними нужно обращаться аккуратно, не бросать. Напомните клубочку о том, как безопасно работать с ножницами, чтобы не пораниться и не поранить товарищей?. (Ответы детей. Если дети не называют, проговаривает сама).

1. Ножницы – это острый инструмент.

2. Хранить ножницы нужно в специальном футляре или в стаканчике, лезвием вниз.

3. Резать сидя, не размахивая ножницами.

4. Не ронять их.

5. Следить за пальцами, чтобы они не попадали под лезвие ножниц.

6. Без разрешения взрослого ножницы не брать.

- Вот теперь вы можете стать исследователями. Проходите и садитесь за столы на свободные места.

III. Практическая деятельность

- Ну что, уважаемые исследователи, приступим к экспериментам!

- Нам предстоит узнать ответы на множество вопросов.

- Все свои выводы, как настоящие исследователи, будем отмечать в карточке наблюдений, чтобы не забыть. Напротив правильного ответа нам следует поставить галочку или крестик. Это понятно?

- Вопрос первый!

1. «Из чего состоит шерсть?».

- Как мы можем узнать?. (рассмотреть через лупу). Посмотрите внимательно на свое рабочее место. У каждого из вас есть свой поднос с инструментами. Какой предмет нам поможет, ближе рассмотреть нашу шерсть?.

- Возьмите в руки шерстяной комочек и лупу, рассмотрите шерсть. Исследователь Вова, что Вы видите?. (Волосики). Что видите Вы исследователь Наташа?. (Волосики).

Вывод: Значит, из чего состоит шерсть?. (Из волосиков).

- Они одинаково длины?. (Разной, есть длинные, есть короткие).

- Какого цвета волосики, исследователь Оля?. Исследователь Костя, какого цвета волосики видите Вы?.

Вывод: Значит, шерсть белого или желтоватого цвета

- Положите лупы на салфетку

2. «Какая шерсть на ощупь и какая шерсть по весу?».

- Что мы должны с ней сделать?. (помять, потрогать).

- Помните ее. Исследователь Оля, какая на ощупь шерсть?. (Мягкая). Исследователь Маша, что Вы можете сказать о шерсти?. (Мягкая).

- Положите ее на ладонь, она легкая или тяжелая?.

Давайте выйдем на ковер и попробуем на нее подуть.

- Подкиньте комочек шерсти вверх дуйте, чтобы удержать в воздухе.

Вывод: Шерсть, какая на ощупь?. (мягкая и легкая) Почему шерсть долго удерживается в воздухе?. (Потому что она легкая). Давайте отметим это в своих картах наблюдений.

3. «Имеет ли шерсть запах?».

- Как это можно узнать?. (понюхать).

- Понюхайте. Исследователь Костя, что Вы можете сказать?. (Шерсть пахнет). Исследователь Вова что вы почувствовали?. (Шерсть пахнет).

Вывод: Раз шерсть пахнет, значит, что она имеет?. (запах). Да, ребята шерсть имеет довольно специфический запах, поэтому ее специально обрабатывают.

4.«Шерсть можно разорвать или разрезать?».

- Как это можно узнать? (потянуть ее в разные стороны).

- Попробуйте разорвать шерстяной комочек, взяв его за края и потянув в разные стороны. Исследователь Настя, что произошло с шерстью?. (Она разорвалась). Исследователь Петя, что Вы сделали, и какой результат Вашего эксперимента?. (Тоже разорвалась).

Вывод:

- С помощью какого инструмента мы проведем этот опыт?. (ножниц).

- Не забывайте правила!

- Попробуйте разрезать шерсть. Исследователь Диана, расскажите, что Вы сделали и что у Вас получилось?. Исследователь Антон, а Вы что можете сказать о своем опыте?. (Попробовал разрезать шерсть ножницами, и она разрезалась).

Вывод: Значит, что с шерстью можно сделать?. (разорвать). И еще, что с шерстью можно сделать?. (разрезать). Отметьте этот вывод галочкой в своей карточке.

5. «Намокает ли шерсть и можно ли ее покрасить?»

- Как вы это узнаете?.

Положите маленький комочек шерсти в чашку с окрашенной водой. Исследователь Таня, что произошло с шерстью в воде?. (Намокла). Исследователь Саша, что Вы можете сказать о своем эксперименте, какого цвета она стала?. (Я положил шерсть в воду, и она окрасилась в красный цвет).

Вывод: Значит шерсть, что делает (намокает) и может окрашиваться в любой цвет.

Итак, уважаемые исследователи, расскажите клубочку, что вы узнали о шерсти? Используя свою карту наблюдения. Она мягкая, легкая, ее можно красить, она намокает и ее можно покрасить в любой цвет. (Предложить детям сложить шерсть на поднос).

- Путешествие продолжается.

«Мастерская художника»

- Смотрите ребята, это настоящая мастерская. Сколько здесь картин. Скажите, пожалуйста, а чем они нарисованы?. (шерстью)

- Какие красивые, я бы их назвала «Теплые картины»

- Вам нравится?.

- А вы бы хотели попробовать порисовать шерстью?.

- Ну тогда скорее садитесь за столы.

.- Верно, как вы знаете в это время года цветет вишня. В Японии ее называют «Сакурой»

- У каждого из вас есть своя тарелочка с ниточками.

- Внимательно посмотрите, как это делаю я и повторяйте за мной.

Рефлексия:

- Ребята наше путешествие с клубком подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?. Пусть эта теплая картинка останется вам на память о нашем знакомстве.

IV. Подведение итога занятия

- Вы замечательно справились со всеми заданиями, надеюсь, узнали много нового, и сможете ответить клубочку на вопрос «Как появилась шерсть?». (Ее состригли с животных). С помощью чего пряли шерстяные нити (пряжу?. (Прялки и веретена). Что можно делать из шерстяных нитей?. (Вязать шерстяные вещи).

- Что было самым интересным во время путешествия?.

- Какие новые слова вы узнали?. (прялка, веретено, пряжа, шерсть)

- Вам понравилось путешествие?.

- Я предлагаю взять с собой свои листы наблюдения и проделать эти опыты дома с родителями. Согласны?.

- И нам с клубочком очень понравилось, какими вы были активные, любознательными: (отметить каждого ребенка).

- Посмотрите, клубочек больше не грустит! Вы помогли ему узнать историю его возникновения. Спасибо!

- Нам пора прощаемся, всего вам хорошего!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Православный храм» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Православный храм» в старшей группе .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми»Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История шерстяного клубочка»
Опубликовано: 12 июня 2023 в 23:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД