Людмила Лаврентьева
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Дикие животные зимой».
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «познавательное развитие» (ФЦКМ)
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом зимы.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепить у детей знания о сезонных изменениях в природе с приходом зимы. Дать детям представления о жизни и повадках диких животных. Закрепить знания особенностей внешнего вида знакомых животных.
Развивающие: развивать диалогическую речь, пополнить словарь детей новыми словами. Учить поддерживать беседу.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему: „Дикие животные зимой“,» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Вызвать желание помогать ей.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Предварительная работа: Наблюдения с детьми за сезонными изменениями в природе. Беседы с детьми о зиме, о лесе, о диких животных, их повадках. Рассматривание иллюстраций времён года, диких животных.
Демонстрационный материал: картинки с изображением диких животных
Форма проведения: беседа.
Ход занятия:
Орг. момент. Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке
Раздает она орешки (большой и указательный пальчик дети соединяют, образуя круг, имитация орешка)
Зайчику ушастому (дети с помощью ладошек показывают заячьи уши)
Мишке толстопятому (вращательные движения рук)
Птичке невеличке (с помощью ладошек дети показывают, как летит птичка и машет крылышками)
Совушке – сестричке (большой и указательный палец соединяют в круг и подносят к глазам, имитация глаз совы)
Лисичке в рыжей шубке, достанутся скорлупки (ладошки дети держат перед собой вместе, тыльной стороной к груди, двигая мизинцем, имитируют, как открывается рот у лисички, двигают большим пальцем - имитация ушек у лисы).
Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.
Я предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. (Демонстрация иллюстрации зимнего леса)
Глядя на нее, расскажите, каким мы увидим зимний лес. (Выслушиваются короткие рассказы детей).
Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте (воспитатель читает загадку)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой меняется цвет шубки? Да для того, чтобы легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно – серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей (демонстрируется иллюстрация).
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Она тоже подготовлена для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и всё хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был? серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белеет спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка (Дети высказывают своё мнение).
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или,зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
(демонстрируется иллюстрация)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А вот главные враги зайчишки – лиса и волк
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
(демонстрируется иллюстрация)
Воспитатель читает следующую загадку.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу, готов напасть. (Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. (демонстрируется иллюстрация)
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение).
А вот каких животных встретить зимой нельзя? Оказывается некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленном мохом, сухой травой; медведь в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна.
(Медведь)
Демонстрация иллюстраций,как зимует медведь и ежик.
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
С пятачком на носу.
Роет землю он в лесу.
(кабан)
демонстрируется иллюстрация
Физкультминутка
А сейчас немного отдохнем:
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (можно повторить несколько раз, дети идут по кругу, имитируют повадки зверей)
-Асейчас давайте поиграем!
1. Д. и. «Кто, лишний?». Раздаются карточки, на которых наклеены изображения домашних животных, зверей. Дети исключают лишнего.
2. Д. и. «Четвертый лишний». Детям предлагаются карточки с животными,необходимо исключить из представленных четырех то, которое считается лишним.
Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)
Волк, лиса, лось, оленёнок (Оленёнок – детеныш, все остальные – взрослые животные)
Волк, лиса, ёж, заяц (Заяц – травоядное животное, у всех остальных в рационе мясо).
Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка - домашнее животное, все остальные – дикие)
Лось, рысь, сова, куница ( Два решения: во- первых лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во – вторых, лишний – лось, так как он травоядный, все остальные – хищники).
Белка, крот, лось, заяц. (Лишний - крот, так как у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у неё домик на дереве).
Бельчонок, кабан, рысь, олень (Здесь может быть два решения. Во- первых, лишний – бельчонок, так как он детеныш, все остальные – взрослые животные; во- вторых, лишняя – рысь, так как она хищница, все остальные травоядные.).
Детям, которые давали правильные ответы во время занятия, даются фишки.
3. Д. И. «Собери животное».
Детям раздаются разрезные картинки, дети собирают животное. В: Ребята Вам понравилось путешествие в зимний лес? О чем мы сегодня говорили?Отметить детей, которые отличились на занятии.