Татьяна Кончакова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан
Цель: закрепление представлений об овощах.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят)
- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, картофелечистка, картофелекопалка, овощерезка, овощехранилище, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме „Овощи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- обогащение словаря синонимами (на материале сказки «Приключение Чиполлино»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания и восприятия
- развитие связной речи
3. Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых
Оборудование: картинки с изображением овощей, мм-презентация, цветные карандаши.
Предварительная работа: экскурсия в овощной магазин, беседа о пользе овощей, чтение сказки «Приключение Чиполлино», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Приветствие детей. Объявление темы занятия.
Логопед:
- Сегодня к нам пришел гость. Кто это отгадайте.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Слайд № 1 «Чиполино»
Логопед:
- Чиполлино принес нам подарок. Что же он нам принес?
• Упражнение на развитие зрительного гнозиса
Слайд № 2 «Изображение контуров овощей наложенных друг на друга»
Дети перечисляют названия овощей, изображенных на слайде № 2
- Как можно назвать их одним словом? (овощи)
- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках, в теплицах).
- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью.
II Основная часть
Рассматривание картины «Уборка овощей» (слайд № 3,4,5)
Логопед задает вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)
- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)
- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)
- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)
- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)
- Какие новые слова получаться, если соединим два слова: картофель, чистить (картофелечистка); овощи резать (овощерезка)
-Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)
• Игра «Подскажи словечко»
Логопед:
- Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свекла).
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (редиску).
Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук).
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще… (петрушку)».
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий… (кабачок).
И красавец-великан темно-синий… (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
• Физминутка «Заготовка капусты».
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
Сок капустный пьём, пьём
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)
• Игра «Приготовим сок» : (слайд № 6)
Из моркови – морковный
Из картофеля – картофельный
Из чеснока - чесночный
Из капусты – капустный
Из помидоров - томатный
Из свеклы – свекольный
Из тыквы – тыквенный и т. д.
• Игра «Узнай и назови»
(Согласование существительного с прилагательным).
Логопед:
Чиполлино пошел гулять,
Зеленое собирать,
Кому не жалко - отдавай
Цвет и количество правильно называй.
(У детей на столах картинки с изображением овощей.)
Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:
- У меня один зеленый огурец
- У меня три зеленых кабачка и т. д.
Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).
Дети:
- У меня два красных помидора.
- У меня пять желтых перцев.
- У меня один фиолетовый баклажан и т. д.
• Упражнения с синонимами.
«Третий лишний».
Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)
«перехитрил»(обманул, провел, объехал)
«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)
• «Скажи иначе».
Мы вырастил крупную репу (огромную).
Чиполлино перехитрил сеньора Помидора (обманул).
Сеньор Помидор рассердился на Чиполлино (разозлился).
Логопед:
- Чиполлино предлагает обвести контуры овощей : зеленым цветом – зеленые овощи, красным – красные и т. д. (на картинках контуры овощей, наложенные друг на друга)
А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.
III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.