Антонина Кононова
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
О Г Л А В Л Е Н И Е
О С Е Н Ь
1. «Назови ласково»
Программные задачи. Учить образовывать существительные с уменьшительно –
ласкательными суффиксами.
Развивать речь, внимание, мышление.
Активизация словаря.
.
2. «Мы волшебники немного, был один, а стало много»
Программные задачи. Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в родительном падеже.
Расширять словарный запас.
3. «Один - много»
Программные задачи. Учить детей образовывать множественное число глаголов,
существительных и прилагательных.
Публикация «Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста „Осень“» размещена в разделах
Развивать речь, внимание, мышление.
4. «Измени слово»
Программные задачи. Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в родительном падеже.
Расширять словарный запас.
5. «Скажи со словом «осенний»»
Программные задачи. Учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
Развивать речь, мышление.
Пополнять словарь.
6. «Осенние слова»
Программные задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных.
Развивать речь, внимание, мышление.
Расширять словарный запас.
7. «Кто больше назовёт действий?
Программные задачи. Упражнять детей в подборе слов, обозначающих действия
предметов.
Развивать речь, внимание, мышление.
Активизировать глагольный словарь.
8. «Назови, какая погода?»
Программные задачи. Учить детей образовывать качественные прилагательные.
Развивать речь, внимание.
Пополнять словарь.
9. «Какое слово не подходит?»
Программные задачи. Развивать грамматический строй речи – умение подбирать
однокоренные слова.
Развивать речевой слух.
10. «Давайте посчитаем»
Программные задачи. Учить детей согласовывать числительные с существительными.
11. «Чьё? Чей? Чьи?»
Программные задачи. Учить детей согласовывать местоимения с существительными.
12. «Скажи наоборот»
Программные задачи. Продолжать учить детей подбирать слова – антонимы.
Развивать речь, внимание.
Пополнять словарь.
13. «Будь внимательным!»
Программные задачи. Закрепить в речи употребление предлогов.
Развивать речь, внимание, мышление.
14. «К нам пришла осень»
Программные задачи. Упражнять в договаривании предложений со словом «осень» в косвенных падежах
15. Упражнение «Что?»
Программные задачи. Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
1. «Назови ласково»
Программные задачи. Учить образовывать существительные с уменьшительно –
ласкательными суффиксами.
Развивать речь, внимание, мышление.
Активизация словаря.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Тот ловит его. Называет
слово ласково и возвращает мяч воспитателю. Например.
Дождь – дождик – дождичек лужа – лужица
Ветер – ветерок туча – тучка
Сад – садик лес – лесок
Лист – листок, листик, листочек и т. д.
.
2. «Мы волшебники немного, был один, а стало много»
Программные задачи. Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в родительном падеже.
Расширять словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель называет слово в единственном числе, бросает мяч ребёнку.
Ребёнок называет это слово во множественном числе в родительном падеже. И
возвращает мяч воспитателю. Например.
Месяц - …месяцев дождь - …. дождей
Лужа - …. луж урожай - …урожаев
Сад -….садов огород - ….огородов
Зонт -…зонтов дерево - … деревьев
Слякоть - ….слякоти лес - …лесов
3. «Один - много»
Программные задачи. Учить детей образовывать множественное число глаголов,
существительных и прилагательных.
Развивать речь, внимание, мышление.
Ход игры. Наступил осенний день - …. наступили осенние дни
На дереве желтый лист- …на деревьях желтые листья
Плывет темная туча - ….плывут темные тучи
Идет холодный дождь -…. идут холодные дожди
Летит птичья стая - …летят птичьи стаи
Дует сильный ветер- …. дуют сильные ветры и т. д.
4. «Измени слово»
Программные задачи. Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в родительном падеже.
Расширять словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель называет слово в единственном числе, бросает мяч ребёнку.
Ребёнок называет это слово во множественном числе в именительном падеже.
И возвращает мяч воспитателю. Например.
Например.
Дерево – деревья лист – листья трава – травы и т. д.
5. «Скажи со словом «осенний»»
Программные задачи. Учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
Развивать речь, мышление.
Пополнять словарь.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слово
прилагательное и правильно сказать. Например.
Небо (какое) …осеннее. Ветер (какой….осенний.
Аллея (какая) …. осенняя. Солнце (какое….
Туча (какая… Дождь (какой…
Цветы, лес, погода, день, утро, сапоги, пальто.
6. «Осенние слова»
Программные задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных.
Развивать речь, внимание, мышление.
Расширять словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель задаёт детям вопрос, например:
- Какими слова можно сказать об осени?
И бросает мяч ребёнку, ребё нок отвечает:
- золотая и передаёт мяч следующему ребёнку
- красивая и т. д.
(солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, хмурая,
поздняя, ранняя, грустная, дождливая, расписная, пёстрая)
- Какими словами можно сказать об осеннем лесе?
(тихий, унылый, золотой, молчаливый, красочный, багряный, лиловый и т. д.)
- Деревья осенью, какие?
(разноцветные, красочные, оранжевые, желтые, пестрые, яркие, голые и т. д.)
- Листья осенью, какие?
(яркие, разноцветные, мокрые, сухие, желтые, бурые и т. д.)
7. «Кто больше назовёт действий?
Программные задачи. Упражнять детей в подборе слов, обозначающих действия
предметов.
Развивать речь, внимание, мышление.
Активизировать глагольный словарь.
Материал. Мяч.
Ход игры. – Что можно сказать о листьях осенью?
(желтеют, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, шелестят, шуршат и т. д.)
- Что можно сказать о дожде осенью?
(моросит, льёт, идёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше и т. д.)
- Что можно сказать о солнце?
(светит, греет, заходит, поднимается, опускается, ласкает и т. д.)
- Что делают птицы осенью?
(улетают, собираются, готовятся к перелету)
8. «Назови, какая погода?»
Программные задачи. Учить детей образовывать качественные прилагательные.
Развивать речь, внимание.
Пополнять словарь.
Ход игры. Какая погода бывает осенью, если идет дождь? (Дождливая)
Какая погода бывает осенью, если дует ветер? (Ветреная)
Какая погода, если на улице холодно? (Холодная)
Какая погода, если на улице сыро? (Сырая) и т. д.
9. «Какое слово не подходит?»
Программные задачи. Развивать грамматический строй речи – умение подбирать
однокоренные слова.
Развивать речевой слух.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данному
слову (гриб, ягода, лист, лес)
10. «Давайте посчитаем»
Программные задачи. Учить детей согласовывать числительные с существительными.
Материал. Пособие «Солнышко - речистое»
Ход игры.. В центре солнышка выкладывается картинка с цифрами. На лучах
выкладываются картинки с изображением грибов, деревьев, листьев и т. д. Дети
называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной
цифры (один гриб, пять листьев, четыре дерева и т. д.)
11. «Чьё? Чей? Чьи?»
Программные задачи. Учить детей согласовывать местоимения с существительными.
Материал. Предметные картинки по теме.
Ход игры. На фланелеграфе картинки с изображением :
деревьев, лукошко, зонт, дерево, тучи, птички, листочек.
Воспитатель показывает на картину и спрашивает у детей, дети по очереди
отвечают
- Чьи деревья? (Мои деревья)
- Чьё лукошко? (Моё лукошко)
- Чей зонт? (Мой зонт)
- Чьё дерево? (Моё дерево) и т. д.
12. «Скажи наоборот»
Программные задачи. Продолжать учить детей подбирать слова – антонимы.
Развивать речь, внимание.
Пополнять словарь.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч,
называет наоборот это слово и возвращает мяч воспитателю. Например.
Тепло - …. холодно
Пасмурный день - …. солнечный день.
Осень ранняя - … осень поздняя.
Облако белое - …туча черная. И т. д.
13. «Будь внимательным!»
Программные задачи. Закрепить в речи употребление предлогов.
Развивать речь, внимание, мышление.
Материал. Предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель обращает внимание на картинки
- Дети пошли в лес ….за ягодами
- Орехи лежат … ….в корзине.
- Гриб растёт…под ёлкой
- Гриб растёт …. у сосны.
- С какого дерева листок … …с клёна.
- Дети стоят …между березками.
- Дети собирают морковку …в мешки.
14. «К нам пришла осень»
Программные задачи. Упражнять детей в договаривать предложений со словом «осень»
в косвенных падежах.
Материал. Мяч.
Ход игры. Мы ждали …осень.
Долго не было…. осени.
Мы рады …. осени.
Мы одеваемся тепло…осенью.
Мы поём песни об …. осени.
Мы любим ….осень
15. Упражнение «Что?»
Программные задачи. Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
Материал. Мяч
Ход игры: Воспитатель просит детей ответить на вопрос «Кто?» или «Что?» :
Наступает (что)., моросит., улетают., опадают., кружится., льет., наступает., желтеют., исчезают.