Светлана Карпенко
НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Арктику. Образование числа 10. Части суток. Измерение сторон плоской фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Путешествие в Арктику».
Образовательная область : познавательная.
Интеграция областей: развитие речи, социально-коммуникативное.
Публикация «НОД по ФЭМП в старшей группе „Путешествие в Арктику, Образование числа 10, Части суток, Измерение сторон плоской фигуры“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Лексическая тема: «Животные льдов».
Вид занятия: занятие-путешествие.
Форма образовательной деятельности : НОД.
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
- Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
- Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
- Учить пользоваться условной меркой для измерения сторон плоской фигуры.
- Закреплять правильное звукопроизношение звука -Р.
- Воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом (в парах) во время выполнения задания.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о различиях между хаски и лайках, о нартах (северных санях).
Оборудование и материалы: большие белые треугольники (равносторонний, разносторонний, равнобедренный, мерки (полоски картона) на каждого ребенка, картинки на магните — два погонщика, по 10 хасок и лаек, математические наборы на каждого ребенка, картинок с изображением разных частей суток.
Дети собираются в круг.
Вопрос воспитателя: Хотите ли снова отправиться на Север?
Ответы детей.
Воспитатель спрашивает на чем можно туда добраться?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает добраться на ледоколе.
Ледокол качается 3 раза
Буря начинается 3 раза
Волны колыхаются 3 раза
Раз волна
2 волна
3 волна
Раз, два, три, ледокол плыви.
Рассаживаемся в нашем ледоколе (дети садятся на ковер).
Мы плывем по холодному северному океану.
Воспитатель выкладывает на ковер геометрические фигуры белого цвета.
Что же мы видим в воде рядом с нашим ледоколом?
Ответы детей (айсберги).
Давайте их рассмотрим. Какие они все разные. Посмотрите. Но чем-то похожи.
Какие фигуры напоминают наши айсберги? Ответы детей (треугольники).
Почему вы так решили. Объяснение детей (три стороны и три угла).
А чем же наши треугольники отличаются друг от друга?
Воспитатель предлагает детям взять мерки и померить стороны треугольникам. Воспитатель напоминает детям как нужно пользоваться мерками. (Работа в парах).
В результате измерений выясняется, что у одного треугольника все стороны равны (равносторонний треугольник, у другого — все разные (разносторонний, а у третьего равны только две стороны (равнобедренный). Воспитатель обращает внимание на произношение звука -Р в словах.
Воспитатель просит детей еще раз повторить названия треугольников и чем они отличаются.
Мы с вами подплываем к берегу и высаживаемся.
Физкульт-минутка «Арктика»
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода —ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода —день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой —«крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Дети переходят к своим местам за столами. На доске картинки погонщиков и собак (лайки и хаски). На столах математические наборы.
Посмотрите, нас ждут нарты, в которые запряжены собаки. Давайте посчитаем, сколько лаек запряг в нарты первый погонщик. Один из детей считает у доски, другие выкладывают на первой полоске треугольники по количеству лаек. Ответы детей. Теперь давайте посчитаем, сколько хасок запряг в свои сани второй погонщик. Дети выкладывают за столами квадраты на второй полоске.
Один из детей считает хасок у доски. Сколько лаек и сколько хасок вы насчитали. Ответы детей. (по 9, поровну). Давайте добавим одну хаску. Какое число получили(10) Как получили число десять? (Воспитатель поясняет образование числа десять.) Какое число больше : десять или девять? Какое число меньше : девять или десять?» Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления или убавления 1 фигуры за столами и одной собаки на доске, воспитатель уточняет образование чисел. Вывод: число 10 больше 9 на 1 единицу.
Итак, мы с вами в гостях у местных жителей. Давайте, представим в каких трудных условиях они живут. За полярным кругом в это время года — полярная ночь. Люди на Севере ориентируются по часам и точно знают, когда и что им надо делать и никогда не опаздывают, и конечно, не спят целыми днями напролет. Они работают, учатся, играют, ходят в гости. Давайте вспомним с вами, что еще мы делаем в разное время дня.
Игра «Когда и что бывает». Правила игры. Если это происходит утром — руки наверх, хлопки, если днем — на стол, стучим ладошками по столу, если вечером — топаем ногами. Воспитатель проводит игру. (Воспитатель использует в своем задании названия приемов пищи в разное время — завтрак, обед, ужин, полдник). Дети выполняют действия по инструкции. А какое время не участвовало в нашей игре? Ответ детей (Ночь). Почему? Потому что ночью мы спим и больше ничего не делаем. Ребята, утро, день, вечер и ночь, все вместе называется сутками. Заканчивается ночь, снова наступают следующие сутки и снова утро, день, вечер, ночь и так далее. (Показ картинок с разными частями суток).
Ребята, нам пора возвращаться, но времени у нас мало. На чем же мы можем быстро вернуться с Севера? Ответы детей.
Давайте полетим на самолете. Поездов на крайнем Севере нет. Зато самолеты и вертолеты ходят по расписанию. Дети встают с мест, расставляют руки в стороны, заводят моторчики (-Р) и перебегают снова к ковру, там садятся на «аэродром».
С мягкой посадкой вас, «самолетики».
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что же вы узнали в этом путешествии нового? Что было интересного? Что вам понравилось? На этом аэродроме мы с вами встретимся еще не один раз и совершим много замечательных путешествий, и узнаем много нового.