Шелехина Нина Сергеевна
Конспект НОД по ИЗО «Цветочная палитра Подмосковья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ИЗО
«Цветочная палитра Подмосковья».
(Окружающий мир, развитие речи, художественное слово, музыкально – пластическая импровизация, рисование.)
(с детьми 7 – го года жизни.)\
Программное содержание.
.Продолжать знакомить детей с искусством промыслов Подмосковья
Жостова и Павлово – посада. Закреплять умение сравнивать предметы по их назначению, рисунку, колориту, композиции, характерным элементам узора, кайме.
Публикация «Конспект НОД по ИЗО „Цветочная палитра Подмосковья“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
.Учить создавать узоры на трафаретах в форме народных изделий, передавая цветовой строй, элементы композиции, добиваясь большего разнообразия, используемых элементов, тщательности исполнения. Самостоятельно выбирать способы, приемы и материалы изображения. Познакомить с рисованием розы.
.Развивать декоративное творчество, фантазию, художественный вкус, воображение, способность к пластической импровизации.
Воспитывать гордость за труд наших земляков, желание самим освоить специфику их росписи.
.Развивать умение подбирать эпитеты - прилагательные, описывающие изделия.
Предварительная работа.
Знакомство детей с искусством промыслов Жостова и Павлово – посада. Рассматривание палово – посадских платков и шалей, жостовских подносов, просмотр слайдов «жостовские подносы».
Выделение их характерных особенностей, колорита, композиции, элементов узора. Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением цветов. Украшение платков по мотивам павлово - посадских мастеров в подарок маме.
Упражнение в рисовании кистевых мазков и элементов росписи. Украшение веночков по мотивам павлово - посадских и жостовских мастеров. Колективная аппликация «Украшение шалей» по мотивам павлово – посадских мастеров. Дидактические игры: ««Назови правильно», «Художественный салон», «Перепутаница». Беседа: Почему мы считаем данную вещь красивой».
Материалы и оборудование.
НА центральной стене силуэты детей в русских костюмах, матрешки в павлово посадских платках
Павлово - посадские платки, изделия жостовского промысла и иллюстрации с ними, таблицы с этапами и элементами росписи. Магнитофон, диски: «Музыкальный календарь природы» А. Климова, «Вальс цветов» из балета Щелкунчик» муз. П. Чайковского, веночки, ткань в форме квадрата с кистями 30 х 30, трафареты подносов черного, синего, красного цвета. Мольберт, художественные кисти №5,3, 1 щетинные, синтетические, тычки, ватные палочки, подставки для кистей, банки с водой, палитры для смешения цвета, пробные листы бумаги, салфетки.
Ход занятия.
Педагог.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Московская область славится своими добрыми, талантливыми людьми.
Догадайтесь, о каких народных мастерах эта загадка.
На черном фоне – белые розы
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы
Глазки лукавые, личики нежные.
Ответы детей. О павлово - посадских.
Педагог. Характерным мотивом в рисунках павловских шалей является растительный орнамент. Это узор, в котором повторяются и чередуются элементы. Из каких элементов состоит орнамент? Как располагается узор на платке?
Ответы детей. Из цветов, листьев, ягод.
Как располагается узор на платке? Т. е. Какая бывает композиция?
Ответы детей. По углам, по сторонам, в середине.
Педагог. Цветы могут быть собраны в букеты, гирлянды, россыпью.
Как называется край платка?
Ответы детей. Кайма.
Педагог. Такой платок, будто сказочная поляна. В каждом платке душа художника, его фантазия. А какие еще мастера Московской области используют цветочные композиции?
Ответы детей. Гжельские, дулевские, жостовские.
Педагог. О каких народных мастерах эти слова?
Когда за окном снегопад и мороз
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет,
И кажется, лето нам шлет свой привет.
Ответы детей. О жостовских.
Педагог. Посмотрите, цветы как живые. Какие цветы вы здесь узнали?
Ответы детей. Розы, георгины, пионы, тюльпаны, ромашки, анютины глазки, лилии, маки, колокольчики.
Педагог. Какие элементы росписи используют жостовские мастера?
Ответы детей. Цветы, листики, травинки, бутоны, усики.
Какие могут быть композиции построения рисунка?
Ответы детей. Букет в центре, в раскидку, по углам, венок, полувенок.
Педагог. Что общего между изделиями павлово – посадских и жостовских мастеров?
Ответы детей. Они украшены цветами, листьями,бутонами. Их мастера живут в Московской области.
Педагог. Значит они наши земляки. И мы годимся ими. Где мастера могли увидеть цветы?
Ответы детей. В саду, на лугу, в поле, в лесу.
Педагог. Одним словом в природе. Природа – великий художник. Цветы делают человека добрее и лучше. О цветах сложено много песен и стихов. Они умеют танцевать. Давайте представим, что вы цветы, а. в стране цветов праздничный бал. Каждый цветок движениями и пластикой выражает свое настроение.
Проводится музыкально – пластическая импровизация «В стране цветов»
Музыкальное сопровождение «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского.
Педагог. У нас в городе скоро состоится ярмарка изделий народных мастеров. Вы сегодня будете палово – посадские и жостовские мастера, украсите платочек или поднос на выбор. Многие цветы вы рисовать умеете. Я покажу, как рисовать розу.
(Проводится показ на мольберте).
Педагог. Перед тем, как приняться за работу, разомнем пальчики
(Проводится пальчиковая гимнастика «Алые цветки»,
Наши алые цветки
Распускают лепестки
(медленно разжимают пальчики из кулачков)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(покачивание кулачков вправо, влево).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(медленно сжимают пальцы в кулачки).
Головой качают
Тихо засыпают
(покачивание кулачков влево, вправо).
Педагог. Выбирайте изделия и занимайте места в живописных мастерских. Наденьте веночки и платочки.
Сядьте правильно, удобно, не торопитесь. Подумайте, в какой последовательности будете рисовать. Какие цветы будете изображать, каким приемом, как их расположить, чтобы было красиво. Какое сочетание красок будете использовать при росписи.
Наши мастера только учатся
Поглядим, что у них получится.
(Под негромкое звучание «Музыкального календаря природы» дети украшают изделия.)
В процессе рисования педагог помогает советом, показом.
Педагог на 25 минуте. Некоторые мастера уже справились с заданием и придумывают название своему узору.
По окончании работы размещаются на подставках для просмотра.
Педагог. Вы вложили в роспись платков и подносов все свое умение, старание, труд, душу. Поэтому они получились красивыми, радуют глаз, пробуждают чувство прекрасного. Недаром в русской народной пословице говорится «Умелец, да рукоделец – себе и людям радость приносит». Вспомните пословицы и поговорки о труде.
Дети называют.
Какие слова можно сказать про изделия?
Ответы детей. Красивые, нарядные, цветастые, радужные, разноцветные, праздничные, нежные, яркие, солнечные, веселые, летние, растительные.
Педагог. Кто хочет показать самый оригинальный платок и рассказать, почему он так думает?
Ответы детей.
Педагог Кто придумал название своему узору?
Ответы детей.
Педагог. Найдите поднос на котором композиция построена букетом. Придумайте название.
Ответы детей.
Найдите подносы разные по композиции.
Ответы детей.
Сегодня вы все очень старались, молодцы. За окном еще снег лежит. А на наших платках и подносах расцвели цветы, которые никогда не завянут и будут долго радовать тех, кто будет на них смотреть. А первыми ценителями вашей работы будут наши гости, а затем участники ярмарки.
Приложения.
Направления работы по знакомству детей с промыслами Подмосковья.
Павлово – посадские платки и шали.
. Изучение литературы об истории и технологии создания павлово – посадских платков.
. Рассматривание изделий, альбомов, открыток, схем составления узоров.
. Изготовление таблиц с элементами росписи.
.Составление плана по знакомству дошкольников с промыслом Павловского – Посада.
Жостово.
.Знакомство с литературой по жостовской росписи и изучение ее.
.Использование мастер – класса через интернет для отработки рисования элементов жостовской росписи.
.Изготовление таблиц с этапами и элементами росписи.
.Составление плана по знакомству дошкольников с жостовской росписью.
Дидактические игры.
«Назови правильно»
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закрепить умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Материал: репродукции с изображением народных промыслов Подмосковья (Гжели, Павловского – Посада, Дулева, Жостова, лежащие вниз изображением.
Ход игры: ребенок, поднимая иллюстрацию, отгадывает, какой промысел изображен, место его возникновения, характерные особенности.
«Художественный салон»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ об изделии того или иного вида народного искусства.
Материал: изделия народных промыслов Подмосковья или их иллюстрации.
Ход игры: выбирается продавец. Дети по очереди составляют описательный рассказ об одном из изделий, а продавец угадывает, какое изделие хотят купить.
Перепутаница.
Цель: продолжать знакомить детей с промыслами Подмосковья, развивать умение определять, какие изделия откуда, как называются.
Материал: готовые изделия или репродукции народных промыслов Подмосковья.
Ход игры: мастера народных промыслов прислали на выставку свои изделия, но вот несчастье – в дороге они все перепутались. Детям предлагается определить, какие изделия и откуда присланы на выставку.