Наталья Гейченко
Конспект НОД по математике в старшей группе «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше»
Образовательная область – «Познавательное развитие». Раздел «Математика».
Цель: раскрыть принцип сравнения чисел, через установление пар соответствия.
Задачи:
• познакомить со способом сравнения совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=»,«»;
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• закрепить названия геометрических фигур;
• развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания, сравнения по разным основаниям, классификация.
• развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,
• способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений.
Оборудование и материалы : набор геометрических фигур: треугольники – 3, прямоугольники – 4, игровая лента для игры «Числовая «Да-нет», листы с заданием для самостоятельной работы, рабочие тетради «Раз – ступенька, два – ступенька… математика для детей 5 – 6 лет» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина часть 1, 2 мешочка, смайлики, клей, простые карандаши.
Мультимедиа оборудование: интерактивная доска, проектор, документ – камера.
Методы: словесные – беседа, объяснение; практические – моделирование, самостоятельная работа; игровые – игровая мотивация, контроля - анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом.
Формы: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность детей Формирование предпосылок УУД
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ
- А вы не знаете, кто такие открыватели? (Это люди, которые открывают, находят что-то новое) Можно ли открыть что–то необычное в наше время? (Да) Как вы думаете, мы сможем быть открывателями? Ну, тогда начнем?
Начинаем мы опять:
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Игра «Да-нет» с цифрами. Приложение 1.
Загадана цифра 4. Правила игры: находим середину, отсекаем половину.
? – Чего может быть 4.
- Назовите все числа, предшествующие числу 4. Назовите числа, следующие за числом 4.
- Как вы думаете, почему я загадала 4? (Сегодня четверг – четвертый день недели)
- Отлично. Это наше первое открытие.
Дети отвечают на вопрос воспитателя
Дети, соблюдая правила игры, с помощью вопросов определяют загаданное число – 4. Отвечают на вопросы воспитателя. Предпосылки личностных УУД :
• формирование познавательной и социальной мотивации;
• формирование умения прийти на помощь;
Предпосылки регулятивных УУД :
• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
Предпосылки познавательных УУД :
• умение производить анализ и синтез объектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
Предпосылки коммуникативных УУД :
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• умение слушать собеседника;
• формулировать собственное мнение и позицию;
ПОСТАНОВКА ДЕТЬМИ ЦЕЛИ
Дети подходят к столу, на столе 3 треугольника, 4 прямоугольника. Приложение 3.
- Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите?
- Назовите данные фигуры, по каким признакам вы их узнали? (у треугольника - три угла и три стороны, у прямоугольника – четыре прямых угла, две стороны попарно равны)
- Прыгните столько раз, сколько треугольников у вас.
- Хлопните столько раз, сколько прямоугольников у вас.
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. (одна группа – треугольники, другая группа - прямоугольники).
- Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их больше. На сколько, больше? Докажите свой ответ.
- Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их меньше. На сколько, меньше? Докажите свой ответ.
- Как сделать так, чтобы число геометрических фигур стало одинаковым. (убрать лишнюю фигуру или добавить еще одну) Что значит одинаково, какими словами можем заменить слово одинаково? (Равно, столько же.)
- Молодцы, сегодня эти слова нам и помогут. С какими словами будем сегодня работать?
Дети называют геометрические фигуры, дают характеристику.
Дети раскладывают геометрические на две группы, сравнивают их количество. Предпосылки личностных УУД :
• формирование умения прийти на помощь
Предпосылки коммуникативных УУД :
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Докажите, не считая, что фигур во множествах одинаковое количество или столько же. (объединение в пары; методом наложения).
- Какой знак нам поможет сказать, что треугольников столько же, сколько и прямоугольников? (=)
Проблемная ситуация (работа в парах). Дети присаживаются за столы, на которых лежат карточки с изображением геометрических фигур неравного количества). Приложение 2.
- Ребята, работая в парах, определите, каких фигур больше и вместо точек поставьте нужный знак сравнения.
Возникла проблемная ситуация, количество треугольников неравно количеству кругов.
- Можем ли мы поставить знак равно между количеством данных геометрических фигур? (Нет)
- Какой знак вы поставили при сравнении геометрических фигур?)
- Что показывает этот знак? (То, что количество кругов неравно количеству треугольников)
- Что необходимо сделать, чтобы сравнить объекты?
(Сравнить объекты можно с помощью составления пар)
- Отлично. Вот еще одно наше открытие. Дети отвечают на вопросы.
Дети соединяют фигуры парами, выясняют, что одной из фигур не хватило пары.
Дети приходят к выводу, что если количество неодинаковое, то необходимо придумать знак, который об это скажет, это знак неравно.
Предпосылки личностных УУД :
• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
Предпосылки регулятивных УУД :
• умение осуществлять действие по заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение работать по инструкции взрослого;
Предпосылки познавательных УУД :
• навыки сформированности сенсорных эталонов;
• ориентировка в пространстве;
• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
• умение производить анализ и синтез объектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
Предпосылки коммуникативных УУД :
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• ориентация на партнера по общению;
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Работа в тетрадях (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два - ступенька» математика для детей 5-6 лет)
- В математике сравнивают не только геометрические фигуры, но и другие объекты. Посмотрите, какое задание нам приготовила тетрадь на странице 54 под номером 1.
- Что мы видим? Как вы думаете, какое настроение у детей? Что можно сравнить на данной картинке?
– Посмотрите, у всех ли детей в руках лопаточки? (Да) Нет ли лишних лопаточек? (Нет) Что можно сказать о количестве детей и лопаточек? (Их поровну, столько же, одинаково) Какой знак мы используем при сравнении количества детей и количества лопаток? (Равно) Почему?
- Как, не считая, можно сравнить количество детей и количество ведерок? (Составить пары) Что получилось? (Детей больше, чем ведерок) Какой знак мы используем при сравнении количества детей и количества ведерок? (Неравно) Почему?
- А сейчас мы и проверим, кто у нас самый внимательный? Найдите задание под номером 2.
- Что нам необходимо сделать? (1 ребенок читает задание и объясняет его у доски). Выполните это задание самостоятельно. (по 1 человеку объясняют решение у доски с помощью документ - камеры)
- А как можно сделать так, чтобы чашек и ложек было поровну? (убрать или добавить)
Дети открывают тетради, рассматривают предложенные задания, отвечают на вопросы.
Дети самостоятельно выполняют задания, объясняют решение у доски с помощью документ – камеры. Предпосылки личностных УУД :
• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
Предпосылки регулятивных УУД :
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
• умение правильно держать орудия письма, сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылки познавательных УУД :
• ориентировка в пространстве;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.
Предпосылки коммуникативных УУД :
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• формулировать собственное мнение и позицию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
– Ребята, какие слова и знаки помогли нам сделать открытие»? («Столько же», «=», «».)
- Когда мы говорим «столько же»?
- Что самое главное сегодня нужно хорошо запомнить?
- Какое задание было самым интересным?
- Перед вами два мешочка «знаний» (множества, возьмите свои смайлики, и если у вас все получилось, то свой смайлик прикрепите на первый мешочек «знаний», а если что-то не получилось то на второй. Сравним, на каком мешочке смайликов больше и на сколько. Дети отвечают на вопросы.
Дети приклеивают смайлики на мешочки, сравнивают количество смайликов, ставят между мешочками знак «неравно». Предпосылки личностных УУД :
• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.
Предпосылки коммуникативных УУД :
• формулировать собственное мнение и позицию.
Приложение 1.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Приложение 2.
Приложение 3.