Лучший педагог года

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и вода» в старшей логопедической группе

Светлана Демидова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и вода» в старшей логопедической группе

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №11

«Красная шапочка»

Методическая разработка опорного конспекта педагогического проектирования образовательной ситуации «Наш друг Летунчик»

в старшей логопедической группе

Образовательные технологии:

- игровая технология образовательной ситуации

Опыт представлен воспитателями:

Демидовой С. Н.

г. Аксай

2023г.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить со способами обнаружения воздуха, его свойствами;

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Воздух и вода“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах

• Расширять представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер;

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха.

Развивающие:

• Развивать навыки по проведению опытов и умению самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

• Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Предварительная работа:

• Игры на прогулке с вертушками, султанчиками;

• Выдувание мыльных пузырей;

• Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»

Оборудование и материалы:

• Игровой персонаж Летунчик (воздушный шар);

• Полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, стаканчики с мыльным раствором, трубочки для коктейля по количеству детей;

• Песочные часы (1 минута, пластмассовые шарики, бутылочки закрытые, пластиковые контейнеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях. ( ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты)

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? ( ответы детей: да)

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? ( ответы детей: мы должны его почувствовать)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел воздух? (ответы детей). Эта комната наполнена воздухом, но я всех вас хорошо вижу, а вы меня? Раз мы его не видим, значит, воздух какой? (невидимый, прозрачный).

Опыт №1 «Воздух можно поймать»

Воспитатель: возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего нет, он пустой). Видите какой он тоненький, теперь я его расправлю, встряхну и закручу. Что случилось с пакетом? (он надулся, стал похож на подушку, воздушный шарик). Воздух занял все место в пакете. Попробуйте сами поймать воздух (дети повторяют показанные воспитателем действия).

Воспитатель: теперь раскрутите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? (в нем не стало воздуха).

Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, для того, чтобы его увидеть, надо его «поймать».

Опыт 2 «Воздух легкий»

Воспитатель: Ребята, скажите, зачем нужны детские спасательные нарукавники, спасательные круги и матрасы? (для того, чтобы можно было плавать и не тонуть) Почему они держатся на воде и не тонут? (они наполнены воздухом). Подвиньте к себе контейнер с водой, опустите туда шарик, что происходит? (шарик плавает сверху). Теперь опустите бутылочку, что случилось? (она утонула). Выньте бутылочку, вылейте воду, закройте бутылочку пробкой и снова опустите в воду, что видите? (она плавает сверху). Почему? (предположения детей). В первый раз бутылочка наполнилась водой, воздух из нее вышел и она утонула, потому что вода тяжелая. Второй раз мы в бутылочку запустили воздух, бутылочка, как и шарик плавает сверху. Значит, воздух какой? (легкий).

В комнате появляется Летунчик – шарик с нарисованными глазами, носом, улыбкой

Летунчик: Здравствуйте ребята, меня зовут Летунчик. Как выдумаете, почему? (умеет летать). Верно, я очень легкий и умею летать, а что сделало меня таким легким (воздух). Да, меня наполнили воздухом, хотите поиграть со мной? Стоит только до меня дотронуться пальцем, и я полечу, только ударять по мне не надо, это мне не нравится.

Летунчик: Ребята, а как выдумаете, воздух есть везде? (ответы детей) Интересно, внутри людей есть воздух?

Опыт 3 «Воздух внутри человека»

Воспитатель: Возьмите стаканчик и трубочки, опустите трубочку в стакан с водой и подуйте, что происходит? (выходят пузырьки)

Летунчик: Вот видите, воздух есть внутри вас. Вы подули в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, вы сначала вдыхаете новый воздух, а потом вдыхаете через трубочку и получаются пузырьки. Как же воздух попадает в вас? (через нос).

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка:

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могли бы мы прожить без воздуха? (ответы детей)

Опыт 4 «Сколько можно прожить без воздуха»

Воспитатель: Как долго можно продержаться без воздуха? (предложения детей). Посмотрите, это песочные часы, они отчитывают 1 минуту. Как только я переверну часы, зажмите нос и постарайтесь не дышать. Дети задерживают дыхание и следят за песочными часами. Вот видите, даже весь песок не успел пересыпаться, а вы уже стали задыхаться, не смогли прожить без воздуха, даже 1 минуту.

Воспитатель: Ребята, а воздух имеет запах? (ответы детей). Давайте проверим?

Опыт 5 «Воздух не пахнет»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла)- что вы чувствовали? (ответы детей)

Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух можно услышать?

Опыт 6 «Воздух можно услышать»

Воспитатель: Возьмите воздушный шарик, наддайте его, а потом отпустите, что вы услышали? (шипение). Откуда взялся этот звук? (воздух с силой вырвался из шарика и мы его услышали).

Итог занятия:

Летунчик: Как интересно, как много сегодня вы узнали о воздухе. Мы узнали о том, что (дети помогают Летунчику закончить фразу) :

Воздух нас окружает постоянно;

Воздух легче воды;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Воздух не видим, но его можно поймать;

Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

• Без воздуха невозможно прожить;

Воздух можно услышать

Воспитатель: Ну, вот и закончились наши лабораторные исследования. Давайте поблагодарим Летунчика за помощь и возьмем с собой на прогулку поиграть.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта "Волшебница.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и вода» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 31 декабря 2023 в 15:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД