Светлана Землянская
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Водух – невидимка»
Программные задачи: Дать детям знания о том, что такое водух; показать, что воздух есть вокруг нас; способы его обнаружения. Дать знания о свойствах воздуха, расширить представления о значимости воздуха в жизни человека. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного опыта и делать выводы. Обогащать словарь детей за счё т слов: невидимый, прозрачный, пузырьки и т. д
Развивать творческое воображение, мышление, речь детей.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать экологическую культуру ребёнка.
Материал: глобус, иллюстрация «воздушной рубашки» вокруг глобуса, веер, стаканчики с соломинками, стакан, бумажная рыбка, воздушные шары, бутылка с шариком, газированная вода.
Ход НОД:
Когда ты идёшь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок.
А третье – лягушкою – скок в ручеёк.
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в мир неизвестного,но очень интересного.
- Посмотрите на глобус и скажите, что на нём обозначено голубым цветом? Вспомните, какие океаны вы знаете?
- А знаете, что кроме четырёх океанов на свете есть ещё один океан – самый большой. И мы каждый день и каждый час «купаемся» в нём. Догадались, что это за океан?
-Тогда я вам подскажу: океан этот не солёный и не пресный, к тому же без берегов и без воды, по его просторам, словно огромные серебристые рыбы, проплывают самолёты. Океан этот – огромный воздушный океан. Этот океан разлился над землёй. Он очень важный для жизни. А важен потому, что без него мы не сможем дышать.
- Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой нос и рот исчитать про себя. Вы можете долго не дышать?
- Нет. Вам необходим глоток свежего воздуха. Воздухом дышим мы-люди, и звери, и птицы. Всё живое дышит воздухом.
- А ещё, ребята, он защищает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, от космических снарядов – метеоритов, космических лучей – невидимок, которые уничтожили бы всё живое. (показ иллюстрации)
- Так для чего нужен воздух?
- Верно, воздух нам нужен для дыхания.
Физминутка.
Опыт. Предлагаю стаканчики с водой и трубочки.
- Давайте попробуем подуть в трубочку. Что появляется в стакане с водой? (пузырьки)
- Отчего они появились?
- Они появились из-за того,что мы выдохнули воздух.
-Ребята, воздух находится везде. Хотите в этом убедиться?
- Помашите веером перед лицом. Что вы почуствовали?
- Лёгкий ветерок – это и есть воздух.
- Посмотрите, у меня в руках стакан. В нём живёт маленькая рыбка, которая хотела бы жить в аквариуме. Я попробую её отпустить. (Опускаю стакан в банку с водой)
- Есть ли вода в стакане? Замочила она рыбку (нет).
- Почему рыбка осталась сухой? Что не дало войти в стакан воде? (воздух.)
-Мы можем видеть воздух (нет.)
- Значит воздух невидим.
- А имеет ли воздух свой собственный запах, мы можем его понюхать? Давайте проверим. (разрезаю апельсин.)
Воздух наполняется запахом апельсина, но своего запаха он не имеет.
-Так что же такое воздух?
- Воздух – это удивительный газ, без которого нет жизни. Это не просто газ, а смесь кислорода, водорода, углекислого газа. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Опыт. Возьмите воздушные шарики, надуйте их немного. А теперь вдохните воздух из шарика и выдохните. Почему так тяжело дышать?
- Да потому что в шарике скапливается углекислый газ, который непригоден для дыхания. Значит что нам необходимо для дыхания? (кислород.)
Опыт со свечой. Зажигаю свечу. Она горит. Накрываю её стаканом. Раз,два, три – свеча погасла. Почему?
- Т. к. Огня не может быть без кислорода. Кислородом дышат и люди, и животные; его сжигают машины и самолёты, но он не убывает т. к. На земле есть настоящая фабрика кислорода – зелёные растения.
Опыт Пластилин в газировке.
- Ребята, я вам загадаю загадку: в этом стакане происходит странная вещь – пластилин то тонет, то плавает.
- Почему это происходит? (Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, и он всплывает. Значит воздух легче воды.)
- Где же используется это свойство воздуха? (надувной круг не даёт человеку утонуть.)
- Ребята, мы много нового и интересного узнали про воздух; что вы сможете рассказать дома? (Дети перечисляют.)
- Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами будем охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух.