Ольга Востьянова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 лет «Превращение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-станет», например: тигренок был маленький, будет большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
Материал и оборудование: картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части на 5-10 см.
Ход.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5 лет „Превращение“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Ребята, вы конечно, знаете много сказок. А кто мне скажет, какие бывают в сказках превращения? Это же самое интересно кто-то во что-то превращается. Вспомните и назовите превращения в сказках.
Выслушиваются ответы детей.
Кто сможет сказать, что такое превращение? (Это когда царевна-лягушка из лягушки превращается в царевну)
Кто еще может сказать? (Это когда Иванушка сначала был человеком, а потом стал козленочком)
А как вы думаете, почему мы это называем превращением? (Восп-ль выслушивает ответы детей и комментирует их, формулируя мысль ребенка более отчетливо)
Кто скажет, как мы узнаем, когда превращение произошло и когда превращение не произошло? (Важно, чтобы дети пришли к ответу «Превращение – это когда кто-то или что-то изменится»
А что значит изменился? Кто скажет? (Стал другим)
Правильно! Изменился – значит сначала Иванушка был человеком, а потом стал другим – козленочком! Итак, превращение – это когда кто-то или что-то был одним, а потом стал другим. Превращения бывают не только в сказках. Вот например, сейчас у нас день, а потом будет что? (Ночь) Правильно! День превратился в ночь. А ночь все время будет? (Нет) Во что ночь может потом превратится? (День) Верно! Днем у нас светло, а ночью… (Темно) Было темно ночью, а потом станет… (Солнышко выйдет, и будет светло)
Восп-ль показывает картинку с детенышем: «Кто это?» (Тигренок)
Правильно, это тигренок и зовут его Цезарь! А это кто? (картинка с взрослым животным) (Тигр)
Верно, тигр, и его зовут тоже, Цезарь. Как вы думаете, почему и тигра, и тигренка зовут Цезарь? Может ли это быть один и тот же тигр? Вот большой тигр – Цезарь. А он всегда был большой? (Нет, не всегда, он был маленький) Он был маленький, а потом стал большой. Он вырос и превратился в большого и грозного тигра. А вы Саша, Маша, Артем – сейчас ходите в детский сад, а потом вырастите. Вас будут звать так же? (Да, так же) Только вы сейчас маленькие, а потом станете (Большими) Ну конечно, вы превратитесь в больших! Только очень медленно, сначала вы пойдете в подготовительную группу, потом в первый класс, а потом станете взрослыми. Посмотрите на картинки.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением последовательного изменения роста: маленький ребенок-подросток-взрослый; маленькое деревце, большое дерево.
Маленькое превращается в большое, а большое может превратится в маленькое? Было большое, а потом стало маленькое. Вы все ели мороженое. Сначала мороженое большое – целый стаканчик. Вы его едите и его становится все меньше и меньше, правда? Значит, и большое может превращаться в маленькое.
Восп-ль берет пластилиновый кубик и спрашивает: «Что это? (Кубик) А это что? (Показывает пластилиновый шарик) (Шарик) А можно сделать так, чтобы кубик превратился в шарик? (Ответы детей) Сейчас вы это сами и проверите- получится или нет.
Педагог раздает детям пластилиновые кубики (они холодные) и спрашивает: «Можно из такого кубика сделать шарик? Давайте превратим кубик в шарик. Только сначала ответьте мне, какой это кубик? (Холодный) а руки, ладошки у вас какие? (Теплые) кубик холодный, ладошки теплые. Очень хорошо. Превращайте кубик в шарик.
Дети лепят шарик, разминая пластилин.
У всех получился шарик? Ну-ка, потрогайте его, какой он теперь, холодный, как прежде? (Теплый) Вот видите, был холодный, а стал теплый! У нас был вот такой кубик, а теперь у нас что? (Шарик) Был холодный, а стал… (Теплый)
Педагог показывает кусочек резины и говорит: «Это резина, кусочек резины. Какой он большой или маленький? А как вы думаете, можно его превратить в большой кусок?
Раздает детям по кусочку резины и спрашивает: «Кк из маленького сделать большое?»
Дети растягивают резину.
Был кусочек маленький, а мы его сделали большим. Покажите, у кого какой стал кусочек. А теперь медленно из большого делаем маленький. Теперь опять большой. И опять маленький. Был длинный, стал короткий, а короткий опять можно растянуть в длинный.
Проводится подвижная игра «Каравай»