Толстогузова Марина Александровна
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории Толстогузова М. А.
г. Ханты–Мансийск 2022г.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Секреты воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты воды»
Цель: формировать экологическую воспитанность у детей, активизировать мыслительно–поисковую деятельность по изучению свойств воды.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Углубление представлений детей о свойствах воды, о наличии элементарных причинно–следственных связей.
Продолжать развивать эмоционально–ценностное отношение к окружающему миру.
Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи путём включения детей в опытно–экспериментальную деятельность.
Образовательная область «Речевое развитие»
Совершенствование связной речи: умение точно характеризовать свойства объекта наблюдения (по средствам наблюдения).
Формирование умения высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Активизация словаря детей словами: модель, глобус, суша, материк, пресная вода, лаборатория, водопровод.
Образовательная область «Социально–коммуникативное развитие»
Воспитание аккуратности при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Воспитание бережного отношения к воде.
Образовательная область «Физическое развитие»
Продолжать учить принимать правильную позу при проведении опытов за столом.
Предварительная работа.
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций по теме «Вода».
Использование игр о воде: «Вода – хорошо, вода – плохо», «Какая бывает вода?».
Загадывание загадок о воде.
Чтение художественной литературы о воде (рассказы, сказки, стихи).
Заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?».
Рассматривание, чтение «Детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля».
Планируемый результат.
Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, 2 ёмкости с водой, мяч, схемы - модели свойств воды, 2 блюдца.
Раздаточный материал: 1 стакан с соком, 1 стакан с молоком, растительное масло в баночках, 1 палочка, 1 пластиковая ложка, 1 кусок сахара, 1 кубик, 1 шарик, 1 блюдце, 1 колба, 1 фартук, 1 салфетка, 1 пластиковая тарелка, 1 трубочка, 4 пластиковых стакана (на каждого ребёнка).
Оборудование: мольберт.
Методы и приёмы: Словесный метод (беседа, вопросы, указания, уточнения, художественное слово). Наглядный метод (схемы модели свойств воды, рассматривание глобуса). Практический метод (опыты и эксперименты). Игровой метод (игры, сюрпризный момент, Физминутка).
Ход НОД
1 часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Ребята, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, всё ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь
И про животик не забудь
(показ указательным пальцем, поглаживающими движениями).
Всё на месте?
Дети: Да.
Воспитатель: сегодня утром, когда я собиралась на работу в детский сад, мне пришло на электронную почту письмо от жителей пустыни. Кто из вас знает, что такое пустыня?
Дети: (Ответы детей: там нет воды, много песка, очень жарко, не растут растения).
Воспитатель: Верно. Вам интересно узнать, что было в письме?
Дети: Да.
Воспитатель: Жители пустыни обратились к нам с просьбой рассказать им о воде. Что такое вода, какая она? Вы готовы помочь? А чтобы нам ответить на это письмо, предлагаю нам всем вместе отправиться в лабораторию. Что такое лаборатория?
Дети: это место, где учёные проводят опыты, и ставят эксперименты.
Воспитатель: Верно. Я приглашаю вас сейчас в нашу мини – лабораторию (дети проходят в группу). Проходите, присаживайтесь на стулья.
(Стоит накрытый материей глобус).
Воспитатель: ой, я что-то нашла. Хотите узнать, что скрывается под материей?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: глобус.
Воспитатель: (Достаёт глобус). Верно. Что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: Верно. Что мы можем увидеть на нашей планете Земля, посмотрев на её модель (глобус?
Дети: Моря, океаны, горы, реки, страны, сушу.
Воспитатель: почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, озёра, реки.
Воспитатель: для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы пить, стирать, поливать растения, мыться, мыть посуду….
Воспитатель: Кому нужна вода?
Дети: Человеку, растениям, птицам, животным, насекомым.
Воспитатель: Давайте прочитаем нашим гостям стихотворение о воде, которое мы знаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру. Человеку нужна вода пресная. Что вы знаете о пресной воде?
Дети: Пресная вода — это вода без солей.
Воспитатель: А в морях, в океанах вода какая?
Дети: Солёная.
Воспитатель: жить в такой воде, и питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин — это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
Дети: если она исчезнет, нам без неё не выжить.
Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть (проводится физкультурная минутка).
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем проводить опыты по исследованию воды, и её свойств. Помните, что жители пустыни ждут от нас ответа. Прежде чем мы приступим к исследованиям, нам нужно надеть специальную одежду (надевают фартуки).
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приглашаю занять свои рабочие места (дети рассаживаются по местам).
Опыт № 1 «Вода не имеет форму».
Воспитатель: у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Воспитатель: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, стакан, колбу.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её встакан? Какую форму она принимает?
Дети: форму стакана.
Воспитатель: а что произошло с ней, когда мы её налили в колбу, блюдце?
Дети: вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –стакана, блюдца, колбы. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Ответьте на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути, не жалея никого и ничего.
Воспитатель: Молодцы. Всё верно вы сказали. Продолжим наши исследования.
Опыт № 2 «Вода – Растворитель».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к соседнему столу (дети подходят). На столе стоят 2 блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Вторая загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Воспитатель: давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с сахаром, если мы его опустим в воду. Возьмите стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как сахар? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите новый стакан с водой. Добавьте в него несколько капель масла.
(Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: что произошло с маслом?
Дети: масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с сахаром и маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Верно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем
(используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Воспитатель: есть ли у неё вкус? (ответы детей) Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Вывод: Вода не имеет вкуса (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).
Опыт № 4 «Какого цвета вода?»
Воспитатель: возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем палочку и поставим его в стакан с водой. Нам, видно, палочку? (ответы детей). А теперь поставим палочку в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Дети: в воде палочка видна, а в молоке – не видна. Значит вода прозрачная жидкость (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).
Воспитатель: молодцы ребята. Поработали мы сегодня отлично. Вам понравилось быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: рабочий день в лаборатории окончен (дети встают из-за стола, снимают фартуки).
3 часть: Рефлексия
Воспитатель: ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Проводится словесная игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?», и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т. д.).
Воспитатель: вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?
Дети: Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни вещества и не растворять другие. Вода прозрачная. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: вспомним, где мы сегодня были? Кем были? Чем занимались? Вам понравилось проводить исследования? Что больше всего вам запомнилось, понравилось? Всех вас благодарю за участие. Вы мне очень все понравились.
Воспитатель: без воды невозможно прожить на Земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Сегодня вечером вы нарисуете рисунки, которых отобразите то, что вы узнали о воде. Когда я пойду домой, ваши рисунки я заберу с собой. И отправлю их жителям пустыни.