Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательному развитию «Дышащие горы»

Алена Лобанова
Конспект НОД по познавательному развитию «Дышащие горы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе (дети 6-7 лет)

Воспитатель: Лобанова Алена Владимировна

Цель:

-формировать знания детей о явлении неживой природы – извержении вулкана.

- дать детям знания о явлении природы – вулкан, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные.

1. Познакомить детей с объектом неживой природы вулканом, дать представление о видах вулканов.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Дышащие горы“» размещена в разделах

2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана.

3. Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным.

Развивающие.

1. Развивать логическое мышление детей, умение работать по схеме.

2. Расширять словарный запас на основе формирующихся представлений о мире, активизировать способность самостоятельно строить высказывания.

3. Активизировать словарный запас детей в ходе речевой практики, развивать умение употреблять слова и словосочетания «Лава», «вулкан», «пепел», «спящий вулкан», «действующий вулкан», «потухший вулкан» и др.

4. Развивать умение слушать, реагировать на обращения воспитателя, используя речевые средства.

Воспитательные

- Воспитывать интерес и стремление детей к познанию окружающего мира.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность.

Формы организации коллективной деятельности: работа в подгруппах, совместная деятельность педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей:

-Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Физическое развитие.

Необходимое оборудование и используемые материалы:

Карта мира, картинки вулканов для обозначения местоположения вулканов на карте мира, ширма, магнитная доска, макет вулкана, мультимедиа проектор, компьютер, картинка Уральских гор, картинка вулкана, материал для проведения опыта «Вулкан», разрезные картинки по теме вулканы, карточки- смайлики, слайды по теме «Вулканы», раскраски по числу детей в подгруппе, подушечки для рассаживания детей, схемы для игр «Чудо-соты» и «Чудо-крестики», материал для игры на каждого ребенка,

Перечень методической и художественной литературы:

1. Детская энциклопедия «Все обо всем»;

2. Равиза Ф. В. «Простые опыты» Москва 1997

3. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ №4 2004 Г

4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» Дошкольное воспитание №1 2005г.

5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-vulkany.html

6. Журнал «Детский сад. Все для воспитателя» №5-6 (89-90) май-июнь 2019 г.

Предварительная работа: Изготовление макета горы вулканического происхождения, чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание фотографий, картинок с изображениями гор и вулканов, просмотр научно-популярного фильма «Вулканы Камчатки», отгадывание загадок в данной тематике, беседа «Как появляются вулканы», работа с дидактическими играми Воскобовича «Чудо-соты» и «Чудо-крестики», Д. И. «Собери картинку», заучивание стихотворений о вулканах.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом стихотворением «Здравствуй» (дети стоят, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, давайте откроем и посмотрим, от кого оно.

Воспитатель показывает детям письмо

Воспитатель: «Дорогие ребята, пишет вам Симка, мы – Фиксики, знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Сегодня Дедус в школе рассказывал нам про очень интересное явление в неживой природе. Завтра он устраивает экзамен по пройденной теме. Помогите пожалуйста нам подготовиться к этому экзамену. По какой теме он будет, вы сможете узнать, посмотрев на картинку.

Воспитатель достает из конверта картинку, на которой изображены горы (см. Приложение №1)

Воспитатель: Дети, по какой теме будет экзамен? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, это горы. Посмотрите, как красиво! Какие высокие величественные горы.

Воспитатель: Дети, поможем Симке подготовиться к экзамену? (ответ детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие бывают горы?

Дети: Пологие, высокие, низкие, неприступные, широкие, остроконечные.

Воспитатель: Дети, а вы слышали о дышащих горах? (ответы детей)

Воспитатель: Есть у нас в России, дети, необычные горы. Верхушки их не такие, как у всех гор. Они как – будто срезанные. Такие горы возникают в результате грозного явления природы. Послушайте внимательно мою загадку и тогда вы поймете, как называются такие горы.

Воспитатель читает загадку детям

Он огнем плюется, лавой.

Он, опасный великан.

Пепел, дым пускает в небо.

Называется ….

Дети: Вулкан

Воспитатель показывает картинку вулкана (см. приложение №2)

Основная часть

Воспитатель: Чтобы помочь Нолику сдать экзамен, и как можно больше узнать о вулканах, предлагаю вам отправиться в путешествие на очень необычный остров. Он знаменит тем, что именно на нем в России находится самое большое количество вулканов в одном месте. Но он находится так далеко, что нам придется пробираться через моря, океаны, горы.

Воспитатель: Дети, отправимся в такое путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, на чем нам удобнее добраться до нашего острова, на самолете или на воздушном шаре? (ответы детей)

Воспитатель выслушивает ответы детей, и подводит детей к тому, что лучше будет отправиться в путь на воздушном шаре.

Воспитатель: Дети нам нужно построить воздушный шар, и в этом нам помогут игры «Чудо-соты» и «Чудо-крестики»

Воспитатель предлагает детям подойти к столам и по схеме собрать воздушный шар (см. Приложение №3)

Воспитатель: Молодцы дети, усаживайтесь в корзину нашего воздушного шара, мы отправляемся в наше путешествие.

Дети проходят на ковер и садятся на стульчики. На экране появляется изображение воздушного шара (см. Приложение №4)

Воспитатель: Пока мы летим, предлагаю узнать побольше информации о вулканах. Что такое вулкан? (ответы детей)

Воспитатель: Что такое вулкан нам поможет узнать умная книга, которая называется энциклопедия.

Воспитатель зачитывает из энциклопедии определение вулкана.

Слайд №2 с изображением гор и вулканов (см. Приложение №5)

Воспитатель: Вулкан – это каменное образование на поверхности земли с огромной ямой сверху, которая называется кратером. Из кратера наружу вырывается облако пепла и выливается раскаленная лава, которая течет вниз по горе.

Воспитатель: Сейчас на земле есть сотни вулканов. Они бывают нескольких видов.

Слайд №3 с изображением потухшего вулкана (см. Приложение №6)

Воспитатель: Первый вид вулканов, это потухшие вулканы. Дети, как вы думаете, почему вулканы называются потухшими? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, потухшие вулканы, это те вулканы, которые уже никогда не проснуться.

Слайд №4 с изображением спящего вулкана (см. Приложение №7)

Воспитатель: -Следующий вид вулканов, это спящие вулканы. Как вы думаете, почему вулкан называется спящим? (ответы детей)

Воспитатель: Спящий вулкан - это вулкан, который в любой момент может взорваться огненной лавой.

Слайд №5 с изображением действующего вулкана (см. Приложение №8)

Воспитатель: Дети, есть еще один вид вулканов, их называют действующими вулканами. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)

Воспитатель: Действующий вулкан, это тот вулкан, который извергается в данный момент или извергался совсем недавно. Из его кратера течет огненный поток – лава. Лава течет вниз по горе и растекается на очень большие расстояния. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает и превращает все вокруг в пепел.

Слайд №6 с изображением вулкана сверху (см. Приложение №9)

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, мне кажется мы уже совсем близко. Давайте посмотрим в бинокли. Сейчас мы с вами пролетаем над одним из вулканов. Если посмотреть на него сверху, то можно увидеть его верхушку. На что она похожа? (ответы детей)

Воспитатель: Она похожа на воронку. На большую чашу, которая называется кратером. Кратер – это огромная чаша, с очень крутыми склонами, на дне которой виднеется красноватая жидкость – лава. Когда вулкан просыпается, он издает звуки, которые слышно очень далеко.

Воспитатель включает аудиозапись, на которой слышны звуки извергающего вулкана

Воспитатель: Дети, мы прибыли на наш остров. Давайте выйдем из корзины воздушного шара. Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся! (см. Приложение №10)

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул –

И на десятки лет уснул. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак

Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз.

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»).

Воспитатель: Посмотрите, что там такое? Да это же самый настоящий вулкан. Давайте подойдем к нему поближе.

Воспитатель: К вулкану нас приведет тропинка

Дети, вслед за воспитателем, проходят по канату к столу, где расположен макет вулкана (см. Приложение №11)

Воспитатель: Как вы думаете, какой вулкан перед нами, действующий или спящий? (ответы детей)

Воспитатель: На какую геометрическую форму похож вулкан? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, вулканы похожи на конус.

Воспитатель: Как называется верхняя часть вулкана, из которой выливается лава? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, это кратер.

Воспитатель: Как называется часть вулкана, по которой стекает огненная лава? (ответы детей)

-Сейчас я попробую разбудить наш спящий вулкан. А поможет мне в этом волшебный состав.

Дети садятся полукругом на стульчики перед макетом, на расстоянии не менее 1,5 метров

Воспитатель проводит опыт «Извержение вулкана» (см. Приложение №12)

Воспитатель: Что вытекло из нашего вулкана? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, вы увидели, как происходит извержение вулкана.

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение о вулкане. Его нам расскажет Милана.

Лава по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. Давайте вернемся в наш воздушный шар и полетим обратно.

Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики, по пути снова идут по канату

Воспитатель: Нам предстоит долгий путь домой, предлагаю немного поиграть.

Д. И «Собери картинку» (дети собирают изображение вулканов из разрезных картинок) (см. Приложение №13)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Посмотрите, у нас есть карта мира, давайте мы с вами сейчас внимательно посмотрим на нее, на ней красными кружочками отмечены места, где в России находится больше всего вулканов. (см. Приложение №14)

Воспитатель: Наше интересное путешествие подошло к концу. Мы узнали много всего нового и интересного, и думаю, нам есть что написать фиксикам.

Воспитатель: Что мы напишем фиксикам? (ответы детей)

- Что показалось самым интересным? (ответы детей)

- Что для вас было затруднительным? (ответы детей)

Воспитатель: Перед вами лежат смайлики, грустные и веселые. Если вам понравилось наше путешествие, вам было интересно и легко, выберите веселый смайлик. Если же вам было немного трудно и что-то было непонятно, выберите грустный смайлик.

Воспитатель: - Дети, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам раскраски с изображением вулкана.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ООД по познавательному развитию «Радуга профессий» Тема: «Радуга профессий»Образовательные задачи: 1. Развивать у детей умение рассуждать, анализировать и представлять профессии связывая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Дышащие горы»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 16:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Дышащие горы»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Лобанова (УИ 2841192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД