Любовь Николаевна Рослякова
Конспект НОД по познавательному развитию «Расколдуем Василису Прекрасную» по теме «Животный мир Крыма» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепление знаний об особенностях животного мира Крыма.
Задачи:
- учить использовать полученные ранее знания при выполнении поставленных в ходе НОД задач; упражнять в решении развивающих заданий;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Расколдуем Василису Прекрасную“ по теме „Животный мир Крыма“ в старшей группе» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Природа Крыма
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- воспитывать интерес и любовь к удивительной природе родного Крыма, чувство патриотизма; интерес к решению развивающих задач; желание прийти на помощь сказочным персонажам, целеустремленность.
Демонстрационный материал: книжка-сказка «Лягушка-царевна», «сундук», яйцо-киндер, игла (деревянная, картинки дуб, щука; куклы – персонажи сказки, ширма; аудиоматериал – звуки леса, мелодия «В гостях у сказки», песня «Зайцы делают зарядку»; видеоматериал – отрывок из м/ф «Царевна-лягушка».
Раздаточный материал: атрибуты к д/и «Насекомые на цветочной поляне», «Плывут утки и лебеди», «Посчитай животных и напиши цифру», «Пройти лабиринт», «Кто лишний»; шапочки-маски зайцы; утки на ниточках для дыхательной гимнастики; зайчики на счетных палочках к гимнастике для глаз.
В ходе НОД используются элементы кукольного театра (за ширмой находится логопед Марина Михайловна, которая в процессе НОД демонстрирует сказочных персонажей – без текста) и элементы квеста (дети помогают Ивану-царевичу выполнять задания, чтобы приблизить главную цель – расколдовать Василису Прекрасную).
Ход НОД:
- Дети, сегодня мы с вами попадем в волшебную сказку. Для этого мы, как
настоящие волшебники, немножко поколдуем.
Пальчиковая гимнастика с использованием аудиоматериала «В гостях у сказки» :
Ладони повернуть вверх – вниз,
Пальцы выпрямлены, развести – свести,
Сжимать – разжимать кулачки,
Хлопок ладошками – кулачками,
Соединять ладошка – кулачок.
- Жил-был Царь. Решил он женить своих сыновей, а невест искать там, куда прилетит стрела каждого из царевичей. Старший сын привел во дворец боярскую дочь, средний – купеческую, а Иван-царевич долго искал свою стрелу…
Аудиоматериал звуки леса, голоса лягушек
- … пока не нашел ее на болоте у лягушки. Делать нечего, принес Иван-царевич лягушку домой. Созвал Царь сыновей и дал задание невестам, чтобы проверить, какие они рукодельницы: соткать за ночь ковер, да не простой, а в виде цветочной поляны, и расположить на той поляне крымских насекомых.
Давайте поможем лягушке справиться с этим заданием.
1. Д/и «Ковер: насекомые на цветочной поляне»
Цель: ориентирование на прямоугольнике по углам и сторонам; определение эндемичных крымских насекомых.
На прямоугольнике в виде цветочной поляны дети выкладывают по указанию воспитателя изображения крымских насекомых, например,
- в центр прямоугольника положить крымскую зернистую жужелицу,
- в правом верхнем углу – стрекозу красотку блестящую,
- посредине левой стороны – бабочку «мертвая голова»,
- посредине нижней стороны – божью коровку, посредине верхней стороны – тоже божью коровку,
- в правом нижнем углу – капустницу.
- Вот такой получился ковер.
- Почему крымскую зернистую жужелицу, стрекозу красотку блестящую, бабочку «мертвая голова» называют эндемиками Крыма, что это значит? (Они встречаются только в Крыму).
На следующий день Царь придумал невестам новое задание: испечь каравай и украсить его. Взялась лягушка за дело, когда Иван-царевич лег спать, и вот что у нее получилось (иллюстрация к сказке).
- Устроил Царь пир на весь мир, гостей созвал и сыновей с невестами пригласил. Собрались гости во дворце, а тем временем превратилась лягушка в Василису Прекрасную и приехала в расписной карете на царский пир.
Танцуя, взмахнула Василиса Прекрасная рукавом, и поплыли лебеди. Взмахнула другим – и полетели над ними утки.
2. Д/и «Плывут лебеди и утки»
Цель: определить и продолжить закономерность расположения предметов по кругу; называть водоплавающих перелетных птиц.
На круге из цветного картона дети выкладывают изображения птиц по указанию воспитателя, например:
- на верхний край круга положить лебедя,
- ниже правее по краю круга – 1 утку красноголовый нырок,
- ниже по краю круга – 2 утки хохлатая чернеть,
- продолжить полученную закономерность по краю круга.
- Когда мы можем видеть этих птиц, в какое время года? Как их называют одним общим названием? (водоплавающие перелетные птицы, прилетают в Крым зимовать).
Дыхательная гимнастика с раздаточным материалом: подуть на утку крякву на ниточке разными способами.
- Пока гости веселились, сжег Иван-царевич лягушачью кожу, чтобы Василиса навсегда осталась прекрасной, но Кощей Бессмертный унес ее за тридевять земель. Отправился Иван-царевич на поиски; чтобы добраться до кощеева царства, надо преодолеть много трудностей и препятствий, выполнить сложные задания. Поможем ему?
- Долго шел Иван-царевич по лесу, по дороге повстречались ему разные животные.
3. Д/и «Посчитай животных и напиши цифру»
(раздаточный материал).
Цель: пересчитывать предметы и соотносить количество с цифрой; определять, какие из крымских животных зимой спят, а какие – нет.
Посчитать, сколько на картинке ежей; внизу картинки написать соответствующую цифру под изображением животного.
- Встретил он и зайцев
Физминутка с использованием аудиоматериала – песня «Зайцы делают зарядку» (показывает ребенок).
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, надев шапочки-маски зайцев
- Мы с вами уже знаем, какие крымские животные зимой спят, а каких круглый год можно увидеть
Пальчиковая гимнастика
соединять пальчики поочередно с большим:
Суслик, ежик и хомяк (показывает ребенок)
Каждый год зимою спят.
Зайца, кабана, лису
И зимой найдешь в лесу.
- Какие из животных на картинке зимой спят, а какие – нет? (спят еж и суслик, не спят олень и кабан).
- Через некоторое время повстречал Иван-царевич на лесной тропинке старичка.
Пожалел его старик, дал волшебный клубок и велел идти, куда клубок покатится (показать иллюстрацию в книге).
Отправился Иван-царевич за клубочком. Повстречал по пути и медведя, и зайца, и утку, и щуку, но никого не обидел, хоть и очень ему есть хотелось, никого не тронул, всех отпустил.
4. Д/и «Пройти лабиринт к избушке на курьих ножках»
(раздаточный материал)
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.
На картинке в файле дети рисуют фломастером путь по лабиринту.
(Использована картинка из библиотеки МААМ, только заменены картинки в начале и конце лабиринта в соответствии с содержанием НОД).
- Привел его клубок к избушке Бабы Яги (иллюстрация в книге). Переночевал Иван-царевич, а утром Баба Яга ему рассказала, как Кощея Бессмертного победить. Для этого надо добраться на берег моря к огромному дубу. Идет Иван-царевич лесом, вышел на полянку.
- Пока Иван-царевич к берегу моря идет, нам надо еще одно задание выполнить.
5. Д/и «Кто лишний»
Цель: развитие логического мышления; определение животных, обитающих в Крыму.
У детей раздаточные карточки с изображением четырех диких животных, определить, какое из них лишнее. (Лишнее то животное, которое не живет в Крыму; это рысь, бобр или медведь)
- В игре медведь лишний, а в сказке, наоборот, очень пригодится.
- Тем временем вышел Иван-царевич к берегу синего моря, стоит на берегу могучий дуб, висит на ветвях кованый сундук (демонстрационная картинка на доске, никак его не достать.
А тут и медведь подоспел на помощь, которого Иван отпустил в лесу.
Раскачал медведь дуб, сундук упал, раскрылся, из него заяц выскочил, побежал-поскакал, запрыгал влево – вправо.
Гимнастика для глаз (стоя)
с раздаточными зайчиками на счетных палочках, следить глазами за движением зайчика, не поворачивая голову: влево, вправо, вверх, вниз, по кругу.
- Из зайца утка вылетела, яйцо в море уронила, щука (демонстрационная картинка) яйцо нашла, Ивану подала.
В яйце (киндер) – игла (деревянная! Сломал ее Иван-царевич, пришел конец кощееву колдовству, освободилась от его чар Василиса Прекрасная.
Видеоматериал отрывок из м/ф «Лягушка-царевна» с финалом сказки.
- Тут и сказке конец, а кто слушал и помогал расколдовать Василису Прекрасную – молодец!
А в сундуке – сюрприз: медали от лягушки- царевны!