МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дома в моем городе — Михайловске»

Ольга Щекина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дома в моем городе — Михайловске»

Цель: обогащение знаний о домах родного города.

Задачи:

Образовательные: формировать умение классифицировать родовые понятия; обогащать словарь прилагательных за счет слов «деревянный, кирпичный, бетонный; одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный; словарь существительных за счет слов: «наличники, ставни, кровля, подзоры, причелины, брус, бревно, фасад», расширение представлений об особенностях зданий Архангельска: больше деревянных домов, чем в других городах.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Дома в моем городе — Михайловске“» размещена в разделах

Развивающие : развивать умение сравнивать предметы по материалу, внешнему виду, особенностям строения.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать вопросы педагога и ответы товарищей.

Оборудование: кукла Кузя, книга «Улица сквозь время», картинки ели и сосны, игра последовательность постройки деревянного дома, картинки частей дома, деревянные бруски, глина, разные материалы в баночках, фото домов разной высоты, инструменты картинки и настоящие, фото ул. Карла-Маркса.

Ход НОД.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это домовой Кузя. А кто такой домовой? Что значит это название?

Дети: домовой – сказочное существо, жившее в доме. Он помогал по хозяйству. Сушил зерно, ухаживал за скотиной, следил за огнем в печи.

Воспитатель: Раньше Кузя жил в деревне, но его дом совсем разрушился от старости, хозяева уехали куда-то далеко, поэтому Кузя ищет новый дом. Хочет он выбрать дом в Михайловске, но не знает, какие есть дома в нашем городе, и в каком доме жить лучше. Давайте поможем Кузе выбрать дом, в котором ему понравится жить.

А давайте сначала вспомним, где жили люди раньше:

1. в пещере.

2. в хижинах из звериных шкур.

3. в хижинах из дерева, крытые соломой

4. в домах из дерева

(На доске располагаются картинки перечисленных жилищ предков)

Как называются дома из дерева? Раньше почти все дома строили из дерева. Как вы думаете, почему? А почему теперь меньше строят из дерева?

Дети: из дерева, самый доступный материал, но дерево недолговечно, дом может сгореть.

Воспитатель:

Как же раньше строили дома? Строились широко, ведь леса много, строительный материал – рядом. Для строительства больше всего годились ель и сосна: стволы прямые, древесина крепкая и надежная. Из гнилого леса ненадолго изба – говорили наши предки. Дома строили большие с учетом прибавления семейства, ведь в одном доме жили деды и отцы, внуки и правнуки. Сначала строили все вместе. Потом стали приглашать работников. Так появилась профессия плотник. Без топора не плотник, без игл – не портной, с топором весь свет пройдешь – говорили плотники. Пилы были, но ими пользовались редко. Топором могли и дерево срубить и ложку выстругать. Строительство начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от коры и сучьев. Затем, отступив немного от конца, выбирали лунку. Четыре бревна, связанные друг с другом, называли венец. (Показать дом из конструктора) Вот так венец за венцом и ставили избу. На бревнах ставили зарубки – порядковые номера. Если надо, избу можно было разобрать по бревнышку, перевезти на другое место и собрать снова. Русские избы строились без единого гвоздя. Самое сложное – было сложить из досок крышу, любую доску можно было заменить, не разбирая крыши целиком.

Игра «Собери последовательность постройки дома».

Давайте немного поиграем. На магнитной доске вы видите картинке с разными этапами строительства дома. Ваша задача: разместить их в правильной последовательности и рассказать про каждый этап.

Избу обычно располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. Такая сторона дома называется фасад. Как правило, на боковом стороне дома ставилось крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все крыльцо украшали резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо, говорили, как распахнутые руки дома. Теплыми вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить. А окна – это глаза дома. Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окно от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. Кроме того с улицы было видно ставни открыты – хозяева дома, закрыты хозяева спят или ушили. Наличники украшали резьбой.

Игра «Найди и назови части дома на картинке»

Ребята, перед вами картинка избы. Назовите ее элементы.

Вот какая раньше была изба, полная красоты и поэзии, талантливо придумана и хитро сделана.

Скажите, дом строят из какой части дерева? Из ствола. Какой он формы?

Можно строить дома из цельных бревен, можно из бруса. Брус – это бревно, обработанное с двух сторон или с четырех сторон. Строительство дома начинается с возведения фундамента. Фундамент может быть деревянным или бетонным. Бетон: цемент, песок, вода. Некоторые выбирают бетонное основание, на которое выкладывают цоколь (подножие здания, лежащее на фундаменте) из кирпича, а только потом выкладывают стены из бруса. А есть люди, которые желают иметь полностью деревянную конструкцию, начиная от основания, заканчивая крышей. При строительстве деревянного дома необходимо закрыть пазы для утепления. Раньше для этого использовали мох, теперь есть специальные материалы. Например, джут.

Воспитатель: из какого материала теперь строятся дома и как они называются?

Дети: из кирпича – кирпичные, из камня – каменные, из бетона – бетонные.

Воспитатель: Ну Кузя, выбирай, в каком доме ты хотел бы жить? В деревянном или кирпичном? Что-то? Не можешь решить? Что? Ты хочешь большой деревянный дом? Ребята, а вы знаете, что запрещено строительство деревянных домов выше трех этажей по соображениям пожарной безопасности. Посмотрите на фотографии. Как называется дом, если в нем 1 этаж? Если 2, 3, 5, 9? Сколько этажей в самом высоком доме Михайловска?

Дети: 10 этажный дом.

Воспитатель: посмотрите на ряд картинок на магнитной доске. Какого дома нет в Михайловске?

Дети: пряничного.

Воспитатель: смотрите, пока мы рассматривали картинки наш Кузя решил сам начать строить дом. Он собрал разные материалы, чтобы сделать из них кирпич. Давайте проверим, какие материалы нужны для изготовления кирпича.

Дети отбирают материалы для изготовления кирпича. (глина для красного кирпича)

Воспитатель: дом построить не просто. Чтобы построить дом, Кузя, необходимо долго учиться и много знать. Ребята, какие вы знаете профессии, причастные к строительству деревянного дома?

Дети: плотник, печник, прораб, архитектор.

Воспитатель: А к строительству кирпичного дома?

Дети: архитектор, инженер, каменщик, крановщик, монтажник, сварщик, кровельщик, маляр, прораб, стекольщик, директор строительной фирмы.

Воспитатель: Для строительства какого дома нужны эти инструменты? (пила, рубанок, молоток, топор)

Дети: для деревянного

Воспитатель: для чего нужны и как называются эти инструменты? (мастерок, уровень, (чтобы был ровный пол, ровные стены, рулетка, уровень

Воспитатель:Кузя, ты выбрал в каком доме ты хочешь жить? Что? Ты можешь жить в любом доме, главное, чтобы был мир в семье. Молодец, Кузя, правильное решение.

Итог: Давайте вспомним, какие дома есть в Михайловске. В каком доме вы живете. Нарисуйте для Кузи свой дом.

Публикации по теме:

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Осень в моем городе» с детьми 4–5 классаКонспект беседы по патриотическому воспитанию «Осень в моем городе» с детьми 4–5 класса Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе; - развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; - развивать творческие.

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Книжкина больница»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Книжкина больница» Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская. коммуникативная, продуктивная, игровая, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дома в моем городе — Михайловске»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 19:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД