Елена Пашинина
Конспект НОД по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Птицы наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Конспект может быть использован учителями-логопедами ДОУ, воспитателями. Материал предназначен для детей 5-6лет. Данное занятие направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, автоматизацию звука [р].
Цель: создание предпосылок формирования связной речи, автоматизация звука [р].
Задачи:
1. коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для старшего дошкольного возраста „Птицы наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-активизировать словарь детей по теме «птицы»;
- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их питании, повадках;
-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
-закрепление навыка словоизменения существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе;
-упражнять в согласовании существительных с числительными;
-закреплять навык составления предложений ;
-автоматизировать звук [р] в словах, чистоговорке с опорой на мнемотаблицу;
2. коррекционно-развивающие:
-развивать мышление, внимание,память, артикуляционную и мелкую моторику, плавную воздушную струю;
3. воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование: проектор, презентация, кормушка, корм для птиц, раскраски, игра для развития направленного выдоха «Синичка полетела», мяч, изображения снежинок с цифрами.
План занятия:
1. Оргмомент. Постановка цели занятия. Слайд 2
Звучит музыка (трель разных птиц).
- Чьи это голоса?
«Утро настало, солнышко встало!
И к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли».
-Давайте поздороваемся, как птички «клювиками».
- Ребята, есть люди, которые изучают птиц. Вы знаете, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученого-орнитолога? Вы догадались, кого мы будем изучать?
- Мы будем изучать птиц и закреплять звук [р].
2. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
-Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.
«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
3. Игра «Четвёртый лишний» - классификация перелётных и зимующих птиц. Слайд 3
-Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)
-Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)
-Почему их так называют?
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Выставляются картинки птиц.
4. Игра «Назови птиц в названии которых есть звук [р]».Слайд 4
Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы сможете? Только мы будем выбирать птиц в названии которых есть звук [р]. (Воробей, сорока, ворона)
5. Игра "Кто как голос подает?"Слайды 5-9
Включается аудиозапись голосов птиц
Воробей- чирикает
Ворона-каркает
Сорока-трещит, стрекочет
Снегирь-цвинькает
Свиристель-свистит.
6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.
Слайд 10
На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.
Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давай, и мы с тобой попробуем.
-Это перо сороки. Оно чьё? – сорочье перо (воробьиное перо, воронье перо, снегириное перо)
7. Дыхательное упражнение "Синичка полетела"
- Синичка, лети!
Техника выполнения: воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.
8. Динамическая пауза
А) Игра с мячом "Один-много» родительный падеж множественного числа существительных.
Я буду бросать мячик и называть одну птицу, а вы будете ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч.
Синица -(много синиц)
Дятел -(много дятлов)
Снегирь. (много снегирей)
Голубь -(много голубей)
Воробей. (много воробьёв)
Сорока-(много сорок)
Б) Подвижная игра «Улетает-зимует»
Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.
9. Игра «Каждой птице свой корм». Составление предложений.
-Кто отгадает загадку, тот и узнает, чему бы птицы обрадовались больше всего.
«Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом». (Кормушка) Слайд 11
-Ребята, мы должны помогать птицам? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
-Кто чем питается?
Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
-Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
10. Игра «Кормушка» с проговариванием чистоговорок по мнемотаблице. Слайд12
-Давайте мы с вами покормим птиц и повторим чистоговорки.
(Ребенок перекладывает горошины из баночки в кормушку на каждый ударный слог).
«У сороки и вороны в сковородке макароны.
У воробушка Сережки есть горошек на дорожке».
11. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» - согласование существительных с числительными.
-Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
Ребёнок идёт по снежинкам на полу и называет свою птицу с цифрой, изображенной на снежинке (Один воробей, два воробья…пять воробьёв).
12. Игровое упражнение «Какие птицы спрятались?» -развитие мелкой моторики пальцев рук.
-Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
Орнитолог делал снимки птиц, но у него испортился фотоаппарат, и все картинки наложились друг на друга. Назовите, каких птиц снимал орнитолог?
- У какой птицы перья коричневого цвета? (Воробей).
- Возьмите коричневый карандаш, обведите по контуру воробья и те его слева направо.
- Контур какой птицы остался не обведенным? (Вороны).
- Возьмите рисунок домой на память о прогулке и закрасьте ворону самостоятельно.
(Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц»)Слайд 13
13. Игра, на внимание «Кто улетел?». Слайд 14
-Птицы благодарят вас за корм и им пора улетать. Когда вы закроете глаза, одна птица улетит и вы скажете какой птицы не стало.
Раз, два, три – не смотри.
Раз, два, три – смотри.
-Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке.
14. Итог
-За кем мы наблюдали на занятии?
- Как называются птицы, которые зимуют?
- Как нужно заботиться о птицах?
-Пора возвращаться в группу. Не забывайте говорить красиво, четко и неторопливо.
Источники:
1. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - «Каро», С-Петербург, 2007.
2. Л. Н. Зырянова, Т. В. Лужбина. Занятия по развитию речи в ДОУ. - «Феникс», Ростов-на-Дону,2012.