Лидия Васильевна Шигеева
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшей группе
На тему: «Путешествие в страну сказок»
Воспитатель: Шигеева Л. В.
Программное содержание:
Развивать и совершенствовать все стороны устной речи у детей.
Учить отвечать на вопросы полным ответом.
Формировать умение обобщать, классифицировать.
Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивать умение фантазировать.
Материал к занятию: снежинка с письмом; нарисованный замок на ватмане, внутри которого картинки из сказок; музыкальная игрушка для открытия ворот замка; картинки для игры «Что лишнее?»; д/и «Весёлый паровозик» (деление слов на слоги); «снежок» для игры «Подбери похожее слово»; картинки к игре «Цепочка слов», набор картинок к сказкам.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, встают полукругом, здороваются.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я проветривала группу, в открытое окно влетела снежинка и на ней что – то написано. Давайте прочитаем, что же здесь написано.
Читаем: «Дорогие дети! В «Стране сказок» злой волшебник закрыл героев из сказок в своём тёмном замке. Только вы можете их освободить и вернуть в свои сказки».
Воспитатель: Сказочные герои просят нас о помощи. Поможем им? (да) Предлагаю отправиться на воздушном шаре, чтобы определить, где находится замок. Вы согласны? (да). Вставайте все в кружок:
«Дружно за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Раз, два, три, четыре-
Покружились и присели.
Отправляемся друзья
В чудо сказу - ты и я.
Пролетаем над полями, над морями
И дремучими лесами».
Вот мы и прилетели в страну сказок. Давайте пройдём на полянку, присядем (садятся на ковёр) и побеседуем о сказках.
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите сказки. А как вы думаете, кто придумывает сказки? (сказочники, народ, писатели и поэты).
-Правильно! Сказки пришли к нам очень давно: люди придумывали сказки, рассказывали их друг другу, так через века сказки дошли до нас.
- Какие бывают сказки? (поучительные, волшебные, познавательные, остроумные).
-Как вы думаете, что такое сказка? (это разные волшебные истории, в них могут разговаривать животные, птицы, растения).
Воспитатель: Дети, посмотрите, прилетела снежинка. На ней записка: «Это первое задание. Пройдите испытание. Назовите сказки».
- Я прочту отрывок из сказки, а вы скажите, как она называется?
- Позвала кошка мышку (Это сказка «Репка»).
- Влез медведь на крышу, только уселся, а домик развалился («Теремок»).
- Волк пошёл на речку, опустил хвост в прорубь («Лисичка – сестричка и серый волк»).
- Бабушка внучку очень любила, шапочку красную ей подарила («Красная шапочка»).
- У отца был мальчик странный, необычный – деревянный («Приключения Буратино»).
- Высоко сижу(«Маша и медведь»).
- Яблонька, яблонька спрячь нас(«Гуси – лебеди»).
- Молодцы! Вы назвали все сказки правильно и помогли героям попасть в свои сказки.
Воспитатель: Ребята, у сказочных героев бывают иногда двойные имена. Я буду называть первую половину имени, а вы вторую:
- Василиса (Премудрая, Доктор (Айболит,
- Сестрица (Алёнушка, мышка (норушка,
- лисичка (сестричка, лягушка (квакушка,
- Кощей (бессмертный, Крошечка (Хаврошечка).
Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам прилетела ещё одна снежинка. Скажите, в какое время года прилетают снежинки? (зимой).
Скажите, чем зима отличается от других времён года? (зимой выпадает снег и всё покрывает кругом).
- У меня есть снежок, он не простой, а волшебный. Будем его передавать друг другу и отвечать на вопрос: Зима какая? (морозная, холодная, снежная, белая, красивая, сверкающая, серебристая, пушистая, лютая, ветреная).
- Давайте вспомним сказки, где действие происходит зимой? (Снежная Королева, Морозко, Рукавичка, Заюшкина избушка, Два Мороза, Лисичка – сестричка и серый волк).
- Поговорим о сказке «Снежная Королева». Кто забрал Кая? Какая была Снежная Королева? (злая). Какая Герда? (добрая). Герда плачет, а Королева? (смеётся) Из чего был сделан дворец Королевы? (изо льда). Значит он какой? (ледяной). Дом из дерева? (деревянный). Дом из кирпича? (кирпичный). Дом из стекла? (стеклянный). Дом из металла? (металлический).
- В сказках есть положительные герои и есть отрицательные. Давайте с помощью волшебной снежинки превратим отрицательные черты характера в положительные:
Злой (добрый, жадный (щедрый, ленивый (трудолюбивый, глупый (умный, слабый (сильный, грязный (сильный, неряшливый (аккуратный, хитрый (доверчивый).
- Молодцы! Ребята, вы справились с этим испытанием.
- Ребята, посмотрите, злой волшебник разбросал на полянке картинки, на которых всё перепутал. Назовём, что на картинке лишнее и поставим всё на свои места.
Проводится игра «Четвёртый лишний».
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Давайте немного отдохнём на полянке. Превратимся в героев из сказок (проводится физминутка).
«Раз – прыжок, два – присядка
Это заячья зарядка.
А лисички, как проснутся,
Сразу любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте».
- А вот ещё снежинка. Она принесла для нас новое испытание: чтобы герои сказок попали в свои сказки, необходимо выложить волшебную дорожку из слов.
Проводится игра «Цепочка из слов» (один ребёнок берёт карточку, показывает её всем детям, определяет последний звук в слове; следующий ребёнок подбирает картинку на этот звук и т. д; выкладываем картинки цепочкой на доске).
- Умнички! Вы очень хорошо справились с заданием.
- Дети, посмотрите, на полянке стоит паровозик. Он необычный: первый вагончик с одним окошком, второй – с двумя окошками, а третий - с тремя окошками. Около вагончиков много картинок. Их перепутал злой волшебник. Задание такое: взять картинку, назвать, что изображено на ней, определить слово на слоги и разместить картинки по вагончикам.
Проводится игра «Весёлый паровозик».
- Дети, вы очень быстро справились с заданием! Молодцы!
- Ребята, посмотрите, к нам прилетела необыкновенная снежинка, она со сказочными картинками. Сейчас я произнесу волшебные слова и превращу вас в сказочников и вы попробуете сочинить свою сказку : «раз, два, три, четыре, пять – будем сказку сочинять».
Проводится игра «Сказочник» (дети берут картинки и связывая их единым сюжетом, сочиняют сказку). Картинки выставляют на доску.
- Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, и подошли к замку, где находятся герои сказок. Но двери замка закрыты. Как же нам их открыть? (дети предлагают разные способы)
- Попробуем открыть замок с помощью наших пальчиков.
Проводится пальчиковая игра «Замок» :
«На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Потянули и открыли». (Звучит сказочная музыка, двери замка открываются).
- Дети, посмотрите, сколько героев закрыл злой волшебник в замке. Давайте назовём, из каких они сказок? (дети называют сказки)
- Сказочные герои очень рады, что вы справились со всеми испытаниями, победили злого волшебника и помогли сказочным героям вернуться в свои сказки. За вашу доброту и отзывчивость они приготовили для вас подарок. Это «Книга сказок».
- Нам пора возвращаться: «Раз, два, три – глазки закрываем, взлетаем.
Раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять,
Можно глазки открывать».
Занятие закончено.