Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»

Светлана Фомичева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.

Задачи:

• Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.

• Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова действия, общей моторики.

• Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.

• Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.

• Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.

• Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.

• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.

Использованные технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, такие, как: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, динамическая пауза., проблемные ситуации.

Методы:

• Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.

• Наглядные – образец действия взрослого, выставка хлебобулочных и кондитерских изделий.

• Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка, посадка зерен пшеницы, изготовление изделий из соленого теста.

Приемы:

Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.

Материал:

1. Демонстрационный: посылка, каравай, хлеб, выставка из хлебобулочных изделий, маски для детей, разные крупы для угадывания, мультимедийная презентация «Как хлеб на стол попал», «Какой разный хлеб».

2. Раздаточный: поддоны с землей, лейка, зерна пшеницы, палочки на каждого ребенка,связка баранок, фартуки, доски, мука, кусочки белого и ржаного хлеба на шпажках, шапочки- маски колосков, костюмы мельника и пекаря, коронки каравая и хлебопашца, гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупы на тарелочках на детском кукольном столике и в тканевых мешочках, и в нетрадиционном здоровьесберегающем оборудовании (змеи сшитые из галстуков)

Музыкальное сопровождение:

1. Хоровод «Каравай».

2. Музыка из кинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».

3 Песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

4 Легкая музыка-релакс для создания фона.

Предварительная работа:

1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.

2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня».

4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом»

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»

Звучит стук в дверь (аудиозапись)

В группу приходит повар и приносит коробку, в которой находится загадка и каравай хлеба.

Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)

Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб (достает из посылки каравай)

Добрый день, добрый час, побеседуем сейчас

Тогда не ленитесь, полукругом садитесь. Слайд 1

Пальчиковая гимнастика:

«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.

А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился-пальцы в щепоть и перетирают.

Из зерна - в муку и тесто-имитируют лепку.

В магазине занял место-постукивают по ладони ребром другой ладони.

Вырос он под синим небом-поднимают руки вверх и шевелят пальцами

А пришел на стол к нам хлебом-вытягивают руки ладонями вверх.»

Дети: Это хлеб!

Воспитатель: Правильно, это хлеб!

У народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова» слайд 2

Славится он первый на земле, ставится он первый на столе.

О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», а еще какие вы знаете? (Ответы детей)

(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)

• Не трудиться - хлеба не добиться.

• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

• Плох обед, коли хлеба нет.

• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.

• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Воспитатель:

Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Слайд 3

Дидактическая игра: «А какой он- хлеб (мяч передают друг другу и называют)

Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,

белый, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый.

Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Слайд 4

В: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?

Д: Его покупают в магазине.

В: А хотите я расскажу, как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Д: Из муки.

В: А что такое мука? Из чего её получают?

Д: Из зёрен

В: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. Потрогайте какое зерно?

Д: Желтое, твердое.

Упр. для щек и губ.

1 «Хомячок-толстячок»-показать, какие толстые щечки у хомячка (надуть обе щеки) хомячок высыпал запасы в норку (втянуть щеки).

2 «Спрятать зернышки попеременно то за левую, то за правую щеку (надувать попеременно обе щеки).

В: какая мука? потрогайте её.

Д: мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая. Слайд 5

Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи- черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?

Игра «Угадай на вкус».

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

В: А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на дереве вырос? (Ответы детей)

-Поле вспахать (слайд 6)

-затем боронить (слайд 7)

-готовое поле (слайд 8)

-затем сеют (слайд9)

Растёт хлеб. Сколько он растёт, ребята?

: Всё лето (слайд 10)

Этюд «Колоски”.

-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

В: вырос хлеб (слайд 11)

Психогимнастика и дыхательные упражнения:

В: Ребята, а когда пшеница растет, вы видели, она как будто шевелится, качается, ходит волнами? Отчего это бывает?

Дети: от ветра.

Воспитатель: Хотите сами побыть этим ветерком и покачать нашу пшеницу?

Д: да

В:Тогда пробуйте быть сначала легким ветерком, потом посильнее дуть.

Колоски золоченные по ветру качаются -дети дуют легко.

По ветру качаются, низко наклоняются -дети дуют сильнее.

В: Когда убирают хлеб?

Д: Летом. Жатва (слайд12)

В: где хранят зерно?

Д: Зернохранилище. Элеватор. (слайд13)

Как называются профессии тех, кто работает в поле?

Д: ХЛЕБОРОБЫ (слайд 14)

-Обмолачивают зерно (слайд15)

-Замесили тесто (слайд16)

-Где выпекают хлеб? В печи. (слайд17)

Кто хлеб выпекает? Пекарь. (слайд 18)

Давайте представим, что мы в пекарне и понюхаем, как пахнет чудесный хлеб.

Дыхательная гимнастика.

Вдыхаем аромат пшеничного и ржаного хлеба. (Вдох носом, пауза под счет, раз, два, три, выдыхаем).

-Куда хлеб увозят с завода?

-В магазин (слайд 19)

Давайте обобщим и вспомним профессии всех тружеников полей, которые помогали хлебу прийти к нам на стол. (слайд 20)

Воститатель: А давайте мы с вами тоже побудем в роли хлеборобов и посадим пшеницу, хотите?

Практическая часть 1.

Звучит запись песни «Хлеб-всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

На столе стоят поддоны с заготовленной землей.

Детям раздаются палочки для проделывания бороздок в земле, потом дети делятся на пары. Один ребенок делает бороздки, другой садит зернышки, дети высеивают зернышки и закрывают их землей.

Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо потрудились, теперь вместо дождика мы польем из леечки землю, чтобы зернышки стали прорастать.

(предложить одному ребенку полить землю).

- Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинали посев пшеницы?

- взрыхлили землю т. е. сделали бороздки;

- положили зернышко в землю;

- закрыли землей, разровняли и полили водичкой.

Куда мы поставим поддоны с пшеницей, чтобы они быстрее взошли? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.

Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой. (слайд 21)

Повторите- озимая. (все вместе и индивидуально)

В-ль: А на какое слово похоже слово озимая? А на какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.

Хороводная игра «КАРАВАЙ» (Рус. нар.)

Звучит музыка «Каравай»

К дошколятам на машине каравай приехал ныне.

Вот такой вышины, вот такой нижины,

Вот такой ужины, вот такой ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!

Каравай:

Я выбираю пекаря.

Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!

Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Пекарь:

Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!

Хлебопашец:

Я ребят всех выбираю, с днем веселым поздравляю!

Вам награда - урожай! Место в танце занимай! (дети танцуют)

Воспитатель: А теперь новая игра, вспомните и назовите какие хлебобулочные изделия вы знаете? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»

Бублик (большой и указательный палец образуют круг)

Баранку (большой и средний палец образуют круг)

Батон (большой и безымянный палец образуют круг)

И буханку (большой и мизинец образуют круг)

Пекарь из теста испек спозаранку. (имитация лепки теста)

Воспитатель: -Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

«Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди.

Игра «Из чего сварили кашу»

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к детскому кукольному столику и посмотрим, какую кашу сегодня могут кушать малыши? На кукольном столике стоят тарелочки с разными крупами, ребята называют прилагательные.

-Какую кашу варят из гречи (гречневую).

-Из овса – (овсяную).

-Из риса – (рисовую) и т. д.

Игра «Угадай на ощупь».

Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках и змеях, сшитых из галстуков.

-Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Заключительная часть:

Игра «Пожелания»

«А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

• Без хлеба не обедают.

• Будет хлеб - будет и обед.

• Ешь пироги, хлеб береги.

• Много снега - много хлеба.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Не трудиться - хлеба не добиться.

Хлеб да вода - богатырская еда.

Хлеб всему голова.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? Что вы запомнили и сможете рассказать родителям? А сейчас мы возьмем наш каравай и другое угощение и пройдем в группу, чтобы их попробовать.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении. Задачи: -развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе «Хлеб всему голова» Конспект НОД ФЦКМ для детей старшей логопедической группы: «Хлеб - всему голова» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми средней группы «Хлеб — всему голова» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы общеобразовательной.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель: приобщать детей к традициям русского народа, привить бережное отношение к хлебу. Задачи: - формировать представления о том, какой.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб всему голова!» Конспект занятия в детском саду для подготовительной группы по образовательной деятельности – развитие речи «Хлеб всему голова».

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок». КОММУНИКАЦИЯ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ) Тема: «Хлеб - всему.

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Программное содержание: познакомить детей с трудом взрослых, рассказать, из чего и как делают хлеб; учить беречь и ценить хлеб, воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Хлеб — всему голова» «Хлеб — всему голова» Цели: Образовательные:. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле, Воспитывать бережное.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» Составила: Папазян О. Д. Цель: ознакомление детей с процессом.

Занятие по речевому развитию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе Занятие по речевому развитию в подготовительной группе «Хлеб- всему голова» Цели: - закрепление знаний о труде хлеборобов, о том, что хлеб.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»
Опубликовано: 29 января 2018 в 19:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 февраля. День рождения Эвклида

Точный день рождения основателя геометрии Эвклида неизвестен. Да что там день: месяц и год этого события тоже неизвестны. Поэтому можно с полным правом отмечать его, к примеру, 25 февраля. Вспомним же...

25 февраля. Международный день блина

Во вторник Масленичной недели принято отмечать Международный день блина. У многих народов блин считается символом солнца, потому что он такой же золотистый, круглый и горячий. Наши предки считали, что...

Спасибо Мааму или моя 200 публикация
Свою юбилейную 200-ую публикацию решила опубликовать в праздничный день. Ведь сегодня 24 февраля 2020 года весь калмыцкий народ отмечает весенний праздник...
Фотоотчет об экскурсии в прачечную с детьми второй младшей группы
Мы в своей группе продолжаем работу по ознакомлению детей с различными профессиями. В ходе занятий мы стараемся объяснить, как важен труд представителя той...
Тематический день в младшей группе «Мы индейцы»
«День индейцев» ( подготовка к ролевой игре - развлечению «Ковбои и индейцы») Автор: Войтун Валентина Мечеславовна, воспитатель МБДОУ Лоухский детский сад...