Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе «Хлеб всему голова»

Лариса Скворцова
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе «Хлеб всему голова»

Конспект НОД ФЦКМ для детей старшей логопедической группы:

«Хлеб - всему голова»

Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством расширения представлений детей о хлебе.

Задачи:

• Способствовать расширению и закреплению представлений о хлебе, о труде хлеборобов.

• Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме: хлеб, пшеница, рожь, хлебороб, мука, комбайн.

• Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, диалогической речи, зрительного внимания.

• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Материал: рассказ Я. Тайца «Все здесь», квадраты черного, зеленого, желтого цветов, колоски, картина «Золотая рожь», шкатулка, круги голубого, желтого, белого, красного, синего, зеленого цвета, мяч.

Ход НОД:

Мотивация.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

Воспитатель читает стихотворение:

Глубоки у нас моря, Широки у нас поля

Изобильная, родная щедрая моя земля!

-Ребята, а что значит щедрая земля (Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав)

-Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своей щедростью. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? О нем даже говорили, что он всему голова. (Дети предполагают).

Основная часть.

- Я хочу рассказать вам о моей знакомой девочке. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее. Девочку зовут Надя и у нее есть бабушка. Однажды с ней произошла такая история.

Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «Все здесь».

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

— Бабушка, а тут что растет?

Хлеб, внученька.

Хлеб? А булки где?

— И булки здесь, внученька.

— А баранки?

— И баранки здесь.

— А пряники?

— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы поняли что растет в поле? (рожь и пшеница)

- А для чего их выращивают? (ответы)

- Как думаете легко ли получить хлеб? (ОТВЕТЫ)

-Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб? А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу)

- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ).

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и пшеницы. У вас на подносах, на столах лежат колоски. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)

- Посмотрите, все ли одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом -зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зерна пшеницы.) А зерна ржи - длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руки зерна ржи) Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлебобуболочные изделия.

-Есть люди, которые ухаживают за землей, лелеют ее, удобряют, рыхлят, поливают. Кто эти люди? Назовите их профессии. (Дети: Это садоводы, огородники, овощеводы.)

- А еще есть — хлеборобы. Это люди, которые выращивают и убирают урожай хлеба.

Сегодня моя знакомая девочка Надя из рассказа, который я вам читала, прислала нам свой рисунок и написала, что он называется «Золотая рожь».

Педагог помещает на мольберт картину и организует беседу.

Рассмотрите картину. А описать ее нам поможет чудесная шкатулка. Разноцветные кругии будут обозначать какой-нибудь предмет или явление природы. Мы будем ставить круги на наборное полотно. Выберите из шкатулки такие круги, которые помогут нам рассказать о погоде.

К шкатулке педагог вызывает 3х детей. Они выбирают кружки желтого, голубого и белого цвета.

- Скажите, почему вы выбрали эти кружочки, и постарайтесь красиво рассказать о том, какая стоит погода?

1й ребенок (держит в руках кружок желтого цвета). Летнее солнышко очень яркое, теплое. Оно освещает все вокруг и греет своими лучами землю, колоски и людей на поле.

2й ребенок (держит в руках кружок голубого цвета). Небо чистое, ясное, голубое, бескрайнее.

3й ребенок (держит в руках кружок белого цвета). По небу плывут легкие белые облака. Стоит ясная, тихая, безветренная погода.

Дети ставят круги на наборное полотно.

- Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему Надя назвала ее «Золотая рожь»?

Дети. На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.

-Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?

Дети. Большое, широкое, привольное, раздольное.

-Сравните хлебное поле с морем. Чем они похожи?

Дети. Хлебное поле похоже на большое море, по которому катятся волны.

-Скажите, почему так говорят: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»?

Дети. Колоски стоят спелые, зрелые, золотые, полные зерна. Значит, пора убирать урожай.

- Выберите из шкатулки кружочек такого цвета, который поможет нам рассказать о хлебных колосках.

Дети выбирают золотистый кружок, ставят его на наборное полотно.

-Что художник изобразил на заднем плане картины?

Дети. На краю поля мы видим зеленый лес.

-Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?

Какого цвета кружочки напомнят нам о машинах, которые помогают людям на поле?

Дети выбирают кружки красного и синего цвета.

-Расскажите об этих машинах и о людях, которые на них работают.

Дети. По полю ездят большие красные комбайны. Ими управляют комбайнеры. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Рядом с комбайном едет синий грузовик. Им управляет шофер.

-Как работает комбайн?

Дети. Комбайн срезает колоски, отделяет зернышки от соломы и сора. Затем очищенное зерно высыпается в кузов автомобиля.

-Ребята, как вы думаете, куда шоферы отвозят зерно?

Дети. В зернохранилище, на мельницу или на мукомольный завод.

-Как вы думаете, какие звери и птицы, какие домашние животные обрадуются, когда увидят, сколько выросло хлеба? Ответы детей.

-Наступила горячая пора, когда хлеборобы не могут терять ни одного часа. Они работают целыми днями и даже ночью. Почему они так торопятся(— Они боятся, что погода испортится.

— Может начаться дождь; колоски все намокнут, станут тяжелыми и лягут на землю.

— А если подует сильный ветер или начнётся ураган, зёрнышки осыплются).

- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?

Подвижная игра «Золотая рожь». Координация речи с движением.

Ветерок спросил, пролетая: Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Отчего ты, рожь, золотая? Меняют направление бега.

А в ответ колоски Останавливаются, руки вверх,

шелестят: наклоны в стороны

Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.

Е. Серова

Дети делятся на 3 микрогруппы для составления рассказа. Педагог приглашает детей сесть на стульчики за столы.

-А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.

Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

Рассказ по картине «Золотая рожь». Создание целостного впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи, мышления.

Педагог вызывает троих детей (по одному из микрогруппы) для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.

1- й ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке — еще зеленый лес.

2- й ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.

3- й ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.

Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.

Итог, рефлексия.

- Что нового о хлебе вы сегодня узнали?

- Ребята, почему же говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)

-Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)

-Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

Воспитатель предлагает поиграть в игру Д/и «Кого чем угостим?» с мячом и угостить сказочных героев хлебобулочными изделиями.

- Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий.

Красную шапочку мы угостим….

Анфиску….

Чебурашку…

Буратино….

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в старшей группе (компенсирующей направленности) Тема: «Хлеб – всему голова» Области интеграции: Познавательное.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе; формировать знания о том, как получается мука; - Активизировать и расширить словарный запас.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми средней группы «Хлеб — всему голова» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы общеобразовательной.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель: приобщать детей к традициям русского народа, привить бережное отношение к хлебу. Задачи: - формировать представления о том, какой.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб всему голова» Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей группе. «Хлеб всему голова» Цель: Уточнить, как выращивают.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб всему голова!» Конспект занятия в детском саду для подготовительной группы по образовательной деятельности – развитие речи «Хлеб всему голова».

Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии, формировать представление о.

НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Хлеб — всему голова» Прелагаю Вашему вниманию конспект нод в старшей группе Программное содержание: совершенствовать представления детей, о хлебе, как ежедневном.

НОД в старшей группы «Хлеб-всему голова» Программное содержание: - познакомить детей с процессом выращивания хлеба; - формировать представление о том, как хлеб пришел к нам на.

Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова»Проект в старшей логопедической группе «Хлеб — всему голова» Познавательно – исследовательский проект для старшей логопедической группы «Хлеб - всему голова» Актуальность проекта. Хлеб на столе - это.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе «Хлеб всему голова»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 14:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Детский мастер-класс «Подарок для папы на 23 февраля «Кораблик» (младшая группа)
23 февраля отмечается "День защитников Отечества". Папочка любимый мой, Мой чудесный дорогой, Поздравляю я тебя, С двадцать третьим февраля. В этот...
Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...