Ирина Маркова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе в форме пересказа рассказа Е. Чарушина «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в средней группе на тему :
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж».
Цель: обучение детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать навыки и отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах.
Развивающая :
- Развивать слуховое и зрительное внимание детей.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе в форме пересказа рассказа Е, Чарушина „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к животным и природе, интерес к художественной литературе.
Образовательная область: Развитие речи.
Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.
Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов); графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
. Предварительная работа:
• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;
• беседа с детьми о диких животных;
• разучивание физкультминутки.
Материал: портрет писателя, выставка книг Е. Чарушина, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, слайды к рассказу, раскраски.
Оборудование: ИКТ, доска для схем, мяч, игрушка –ёжик, домик для ежа (норка).
Ход занятия.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем хорошего продуктивного рабочего дня.
Воспитатель: Ребята, а что это у нас появилось в группе?
Воспитатель: А как вы думаете, чья она?
Воспитатель: А теперь ребята не зевайте, и загадку мою прослушайте внимательно до конца-отгадайте.
Этот маленький зверёк,
Не лисица, не хорёк.
Очень любит он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе.
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может
Он в колючках,это---(ЁЖИК (слайд 2)
Слайд на экране с изображением ежа.
2. Познавательный этап.
Воспитатель: А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками)
(слайд 2)
Воспитатель: А зачем на спине у ежа иголки (слайд 3)
Воспитатель: Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?
Воспитатель: Кто самый страшный враг у ежа?
Воспитатель: А как он защищается, спасается от врагов?
Воспитатель: А ёж это дикое или домашнее животное?
Воспитатель: Вспомните, какие звуки могут издавать ежи?
Воспитатель: Давайте послушаем ёжа.
Прослушивание грамзаписи звуков, издающих ежом.
Воспитатель: Как вы думаете, чем питается ёж?
Воспитатель: Его считают лучшим другом садоводов.
Ёжик –это удивительное животное. Про него написано много рассказов, стихов, сказок и песен.
Звучит музыка «Песня про хитрого ёжика».
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, приготовили ручки.
Хитрый ёжик, хитрый ёжик…
На клубочек ты похож,
На спине иголки
Очень-очень колки.
Хоть и ростом ёжик мал,
Но колючки показал.
А колючки тоже,
На ежа похожи.
Молочка ему дадим,
На ежа мы поглядим.
Но не тронем колки
На спине иголки.
Воспитатель: Молодцы ребята, со всем вы справились, загадки отгадали, на все вопросы ответили, немного отдохнули.
Воспитатель: Как вы думаете, а что сейчас мы будем делать?
3. Практический этап.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он?
Воспитатель. Я сегодня хочу вас познакомить с рассказом, который написал Евгений Чарушин (показ фото) рассказ удивительный, очень интересный, совсем детский, и называется он «Ёж». Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (слайд 5)
Воспитатель: Помните, как называется рассказ?
Воспитатель: Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки, Запоминайте, чтобы ваши ушки слышали, а глазки хорошо видели, а потом вам могли помочь, потому, что мы с вами будем потом учиться его пересказывать.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёж».
По ходу чтения рассказа педагог демонстрирует слайды.
Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)
Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)
Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)
Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)
Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).
А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).
Воспитатель: Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас картинки, которые, я думаю, помогут вам. Картинки мы будем выкладывать по очереди, только вначале нужно вспомнить, как начинался рассказ, где ребята ходили
Воспитатель: Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
Воспитатель: Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
Воспитатель: Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)
Воспитатель: Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Воспитатель: Покажите руками.
Воспитатель: Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
Воспитатель: Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)
Воспитатель: Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)
Воспитатель: Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)
Воспитатель: Молодцы. Вы запомнили рассказ.
Воспитатель: Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок.
Ёжик, ёжик покажи.
Нам свои иголки.
Говорят, что вы-ежи.
Очень,очень колки.
Покажи, покажи,нам свои иголки.
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)
В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)
Мы листочки соберём. (Наклоняясь, собирают листики)
В норку ёжику отнесем. (Складывают в норку.)
Воспитатель: Ребята, я попробую рассказать вам рассказ ещё раз, а если я вдруг забуду несколько слов, вы мне подскажете их, хорошо? Я постараюсь всё, всё вспомнить по вашим картиночкам.
Воспитатель: Ходили ребята в (ЛЕС)
Воспитатель: Нашли ребята под кустом (ЁЖИКА).
Воспитатель: Ёжик свернулся (шариком)
Воспитатель: Закатили ребята ежа в (ШАПКУ)
Воспитатель: Принесли ежа (ДОМОЙ).
Воспитатель: Налили ежу (МОЛОКА).
Воспитатель: Ёж развернулся и стал кушать (МОЛОКО).
Ребята заигрались и ёжик удрал обратно.
Воспитатель: Посмотрите на эти необычные картинки. (На доске) Это схемы к рассказу «Ёж».
Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.
Воспитатель: Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?
Раскладываем схемы.
Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку — план рассказа. Дети
Просмотр музыкального подарка.
Воспитатель: Молодцы. Вы рассказали мне рассказ, и я хочу вас порадо-вать и приготовила для вас маленький сюрприз. Сейчас мы с вами посмотрим музыкальную историю про маленького ёжика, который такой смешной и забавный, потому, что он считает себя очень, очень слабым.
Смотрим видео.
Вот такой ёжик оказался сильным, победил саму лису. Вам понравилась эта музыкальная история?
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, разгадали загадку, составляли рассказ, помогли ёжику утеплить норку, забавно и весело играли. Кто не успел пересказать рассказ Евгения Чарушина «Ёж», сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они может быть не знают этот рассказ. Ребята, а я вам открою ещё один секрет. Ежей нельзя приносить домой.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось?
О каком герое мы с вами вели речь?
-Напомните мне, как назывался рассказ?
-Кто его написал?
Воспитатель: Вы хорошо поработали, многое узнали. Ребята у нас в уголке по изодеятельности есть раскраски. Я приглашаю вас их взять, найти и раскрасить нашего героя.
Благодарю за работу.