Манушак Валерьевна Снахова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 38»
КОНСПЕКТ НОД
по развитию речи
в старшей группе
«Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием приема мнемотехники.
Составитель: воспитатель
Снахова М. В.
Майкоп 2022г.
Цель: закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Разучивание стихотворения С, Есенина „Белая береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику,
зрительное внимание;
образное мышление;
связную речь.
Образовательные:
продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
отвечать на вопросы;
закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественным произведениям;
учить работать в команде;
воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
коммуникативная;
познавательная;
художественная.
Методические приемы:
беседа-диалог;
чтение стихотворения;
рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники;
физкультминутка;
анализ, подведение итогов.
Оборудование:
иллюстрации зимних пейзажей;
готовая мнемотаблица;
магнитная доска;
салфетки для аппликации;
ножницы;
подушка –сердце;
аудио-запись Вивальди «Времена года» ;
ватман с изображением березы.
Словарная работа:
кайма, бахрома, серебро.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.
Дети: Здравствуйте!
(Воспитатель предлагает детям сделать круг).
Воспитатель: (обращение к детям) А теперь я хочу вам подарить свою улыбку и это сердце, и пожелать что-то хорошее.
Игра на снятие эмоционального напряжения «Пожелание другу».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами послушаем мелодию. Вы должны будете определить, какому времени года композитор Вивальди посвятил эту музыку? (слушание музыки).
Дети: Зиме.
Воспитатель: Правильно! А какое у нас за окном время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: По каким признакам вы это поняли?
Дети: Стало холоднее. Дни стали короче. Солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Правильно! А сейчас я вам предлагаю отправиться в картинную галерею. (Педагог с детьми подходит к мольберту с картинками).
Воспитатель: Многие известные художники очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы; и поэты тоже старались раскрыть всю ее необыкновенность в своих произведениях.
Художник Саврасов изобразил на этой картине символ России – русскую березку. (Педагог, показывает репродукцию этой картины). А поэт Сергей Есенин воспел ее в своем стихотворении. Оно так и называется «Береза».
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть на свои места и послушать его.
(педагог зачитывает стихотворение).
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой,
И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Ребята, в стихотворении есть такие строки «… на пушистых ветках снежною каймой…». Ребята, кто-нибудь знает значение слова «кайма»?
Воспитатель: Я вам объясню, что оно означает. Кайма- это полоса по краю какого-либо предмета, ткани и отличающаяся цветом, узором. (Слайд с изображением каймы, бахромы).
Воспитатель: А, кто знает значение слова «бахрома»?
Это ряд свисающих нитей, кистей на ткани или каком-нибудь предмете.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Хотели бы вы его выучить?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Ребята, кто внимательно слушал, о чем это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о березе.
Воспитатель: Какой увидел березу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала восхищение? Ведь он часто видел ее из окна.
Дети: Береза была покрыта снегом.
Воспитатель: А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (кайма, кисти,серебро).
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете значение слов «…И горят снежинки в золотом огне…»?
Дети: Значит, они переливаются. Сверкают. Блестят.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть со снежинкой.
Физминутка: «Снежинка»
(Педагог раздает детям заранее вырезанные снежинки).
Кружатся снежинки в воздухе морозном (дети кружатся на носочках, руки со снежинкой вверх).
Падают на землю кружевные звезды (медленно опускают руки, показывая медленное и плавное движение снежинок).
Вот одна упала на мою ладошку (показывают снежинку на ладошке).
Ой, не тай снежинка. Подожди немножко. (бережно прикрывают снежинку другой рукой). (Педагог предлагает детям сдуть снежинку с ладошки).
Воспитатель: А теперь садитесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю еще раз послушать это стихотворение, а вы постарайтесь запомнить его, а помогут вам вот эти картинки-схемы. (демонстрация мнемотаблицы на экран, чтение стихотворения по схемам)
Воспитатель: Теперь давайте выучим это стихотворение (разучивание стихотворения, проговаривание стихотворения вместе с детьми).
Воспитатель: Теперь может кто-то запомнил и может повторить его при помощи нашей таблицы? (Педагог спрашивает 2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот так легко запомнить стихотворение нам помогли наши картинки.
Воспитатель: А, сейчас я вам предлагаю побыть художниками и украсить нашу березу снегом. На столах лежат белые салфетки и ножницы, вам нужно из салфеток нарезать бахрому и наклеить на веточки березки. (Педагог предлагает детям встать и подойти к столам).
Воспитатель: Ребята, но перед тем как приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами. Какие правила вы знаете?
Дети: Нельзя пользоваться ножницами без разрешения взрослых. Нельзя держать ножницы концами вверх. Не поворачивать ножницы острием к себе. Нельзя размахивать ножницами в воздухе. Передавать ножницы нужно в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
(На заранее приготовленный ватман с изображением ствола березы, дети наклеивают нарезанную из белых салфеток бахрому на веточки).
(Фоновое сопровождение звучит лирическое произведение «Танец снежинок»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем мы с вами занимались?
Дети: Учили стихотворение. Смотрели картины. Слушали музыку. Наклеивали бахрому на березу.
Воспитатель: А как называлось стихотворение, которое мы с вами учили? Кто автор этого стихотворения?
Дети: Стихотворение называлось «Береза», а написал его Сергей Есенин.
Воспитатель: А, зачем нужно учить стихи?
Дети: Чтобы память была хорошей. Чтобы мы много знали и были умными.
Воспитатель: Что было для вас сложным?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята,наше занятие подошло к концу. И пришло время сказать: «До свидания!» А на прощание я хочу вам подарить снежинки, в память о нашей встрече. (Педагог дарит каждому ребенку снежинку).
Воспитатель: Детки, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!