надежда сыч
Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
упражнять в согласовании прилагательных с существительными, сущ–х с числительными (один, два, пять,обогащать словарный запас сложными словами, словами-признаками, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов, развивать фонематический слух –умение различать на слух и называть первый звук в словах, развивать образность речи, умение рассказывать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 4 – 5 слов с заданным словом с помощью мнемотаблицы, согласовывать слова в предложении в роде и падеже; воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы, побуждать к активной речевой деятельность малоактивных детей;з акрепить элементарные представления о космосе; развивать наблюдательность, активность, внимание, познавательный интерес к космосу; совершенствовать интонационную выразительность речи, умение строить выразительные ответы на вопросы по прочитанным сказкам В. А. Сухомлинского; развивать мелкую моторику пальцев рук, межполушарное взаимодействие г. м. ; улучшать координацию тела.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Стихи для детей ко Дню Космонавтики
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Предварительная работа: цикл занятий по теме «Космос», чтение сказок В. А. Сухомлинского («Какие на вкус звезды», «До свидания, Солнышко», «Цветок солнца «, («Как пауки хотели закрыть солнце»)и др., заучивание стихотворения о космонавте с помощью мнемотаблицы, наблюдения за солнцем, небом, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок о звездах,луне, солнце.
Материал: черная ткань, звездочки с предметными картинками для называния первого звука в слове, мнемотаблицы для составления предложений, для повторения стихотворения, «волшебная коробочка», игрушки и картинки с изображением персонажей сказок (собака, свинья, звезды, подсолнух, солнышко, девочка, божья коровка, ежик, луна, заяц, паук, аудиозапись космической музыки, книга В. А. Сухомлинского «Цветок солнца».
Словарь: звездочет, звездопад, звездное, звездолет, подсолнух, цветок солнца, допытываться, растолковывать, мудреные, пояснять, телескоп.
Ход:
Кинезиологическая гимнастика :
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы взлетать.
На ракете улетим и всю землю облетим.
На Луне мы прилунимся и на Землю возвратимся.
Ход:
Ребята вам знакома эта книга? Кто ее автор? (В. А. Сухомлинский) Угадайте из какой сказки герои?
В-ль выставляет игрушки или вывешивает картинки с изображением героев сказок :
- звезда, свинья и собака («Какие на вкус звезды»);
- солнце и девочка («До свидания, Солнышко») ;
-луна и заяц («Как заяц при Луне грелся»);
- подсолнух («Цветок солнца»);
- пауки и солнце («Как пауки хотели закрыть солнце»)
Вопросы к детям по произведениям В. А. Сухомлинского:
* «…На высоком стебле – большой цветок с золотыми лепестками. Он похож на….(солнце. Поэтому и зовут его подсолнух - цветок, который поворачивает свою голову за солнышком, провожая его от восхода до заката….)
* «Собака рассказала свинье, что на небе есть звезды. Свинью это заинтересовала и стала она допытываться…»
Объясните, как вы понимаете слово «допытываться», «растолковывать», потрясло»? О чем спрашивала у собаки свинья? (Какие они, звезды? Маленькие или большие? Твердые или мягкие? А самое главное, какие они на вкус?. Они сладкие как желуди.)
*Давайте вместе расскажем сказку «Ежик и Луна». (в – ль достает игрушки – ежика и луну, читает сказку, а дети помогают, досказывая предложения).
Далее дети выполняют задания и «собирают» звездочки в волшебную коробочку или мешочек.
2. Загадка
Бродит одиноко огненное око.
Всюду где бывает, взглядом согревает. (солнце) или
Ну-ка, кто из вас ответит :
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Задания от солнышка :
Дид. игра «Семейка солнечных слов»
- Давайте образуем слова от слова СОЛНЦЕ:
- Как можно ласково назвать солнце? (солнышко);
- Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная поляна);
- Зайчик какой? (солнечный)
Дид. упр. «Какое солнышко»
Солнце круглое, как … (мячик, тарелка, диск и др.)
Солнце ласковое как … (бабушка, мама)
Солнце румяное как… (пирожок, блинчик). А еще оно может быть солнце? (красивое, доброе, заботливое, утреннее, горячее, и др.)
Загадка
Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (звезды)
- Давайте поиграем и образуем слова одной семейки от слова ЗВЕЗДА.
- Как можно ласково сказать про звезду?
- Если на небе много звезд, то мы скажем, какое оно? (Звездное)
Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает по звездам будущее? (звездочет)
скороговорка
Звездочет считает звезды, засыпает очень поздно.
В-ль предлагает пройти на звездную поляну и собрать звезды, дети собирают по одной звезде, на обратной стороне которой –предметная картинка; нужно произнести слово и назвать первый звук в слове. Все садятся в ракету, построенную из стульев. На стульях лежит по одному солнышку-картинке, в –ль предлагает взять звезду в правую руку, а солнце в левую.
- Кто летает в космос? (космонавты, и мы станем космонавтами.
- Чу-чу-чу, в космос полететь хочу,
-Им-им-им, на ракете полетим,
- Ды-ды-ды, долетим мы до звезды,
- Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.
-Какой звук вы слышите в начале слова ЗВЕЗДА, а в начале слова СОЛНЦЕ? Я буду называть слова, а вы, если услышите в начале слова звук /З/,то поднимайте звезду,а если- /С /,то поднимайте солнце. (под спокойную космическую музыку).
А теперь прочитаем наизусть стихотворение, в - ль предлагает детям рассказать это стихотворение с помощью мнемотаблицы.
В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит, и на небо он глядит.
Сверху видит он поля, реки, горы и моря
Видит он весь шар земной, шар земной – наш дом родной.
Физминутка:
На луне жил звездочет, (смотрят в «телескоп»)
он планетам вел учет (показывают руками вверх)
Меркурий – раз, (описывают круг руками)
Венера - два, (хлопок)
Три – Земля, четыре – Марс, (присесть)
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, (наклон влево- вправо)
Семь – Уран, восьмой - Нептун, (наклоны вперед – назад)
Девять – дальше всех Плутон (прыжок)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны)
Составление предложения из 4-5 слов с заданным словом РАКЕТА с помощью мнемотаблицы
Д/и «1,2,5»,слова-существительные: спутник, скафандр, космонавт, ракета, звезда, планета, комета.
Воспитатель рассказывает детям сказку:
Сказка про звезду и комету.
Как – то в зиму, ночкой звездной,
На небе скучали звезды.
Говорит одна звезда:
«Если б только я могла, выше всех светить бы стала,
Никогда бы не устала!
А комета ей в ответ:
«Разве в этом твой секрет?
Ты свети хоть выше, ниже,
Был бы свет твой людям ближе
Что бы детки на Земле
Сказки видели во сне.
- Мы с вами собрали много звезд, выполняя задания, давайте вместе создадим красивое, ночное, звездное небо, но сначала помогите исправить неправильные предложения:
- На черной небе блестят звезды.
- Ночью на небе ярко светит солнце.
- Чтобы увидеть звезды, нужно посмотреть в микроскоп.
Дети на черную ткань выкладывают звездочки и луну (из картона или др. материала) под музыку.