Елена Василенко
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение произведения Н. Н Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему : «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»
Цель: Познакомить детей с произведением Н. Носова.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений;
- усваивать последовательность развития сюжета;
- замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Чтение произведения Н, Н Носова „На горке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие :
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- подбирать однородные определения к словам.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к труду людей;
- умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.
Словарная работа:
- активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
- обогащать предметный словарь: фанерка, дворницкая.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указания, поощрения.
Предварительная работа:
Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему: «Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».
Материалы и оборудование:
Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».
Дети называют свое имя ласково.
Воспитатель: - Какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». А как называются зимние месяцы?
Дети: - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе зимой?
Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)
Дети: - Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.
Воспитатель: - Вы любите кататься с горки?
Дети: - да.
Воспитатель: - А из чего строим горку?
Дети: - из снега.
Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).
Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.
Начинаем:
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).
Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.
Динамическая пауза
Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)
И под горкой снег, снег, (Приседают)
И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)
И под ёлкой снег, снег, (Приседают)
А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)
Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей - о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.
Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.
- что изображено на картине?
- какая горка?
- что в руках у детей?
Ответы детей.
Беседа о зимних забавах детей
Воспитатель: - Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?
Дети рассказывают о своих зимних забавах.
Мотивация. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
- Ребята, детский писатель - Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?
Проведение физминутки
Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)
Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)
Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу, последние слова А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)
Беседа по содержанию
- Понравился вам рассказ?
- Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.
- Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).
- А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?
- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).
- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты.
- Честно ли поступил Котька?
- Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).
- Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)
- Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)
- Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?
В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?
Дети. Ребят.
В. : Почему?
Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.
Подведение итогов НОД
Воспитатель: - Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)
Мотивация к действию
Воспитатель: - Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.