Папки-передвижки

Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке «Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья» в средней группе

Юршина Тамара
Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке «Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья» в средней группе

ИТОГОВЫЙ КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

с детьми средней группы (2-й год обучения)

по социально-бытовой ориентировке на тему :

«Что такое лес? Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья»

Подготовила и провела: Юршина Т. В. – учитель - дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

г. Барнаул

Публикация «Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке „Рассматривание сюжетной картины „Медвежья семья“ в средней группе» размещена в разделах

Тема: «Что такое лес? Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья»

Цель: формирование способов восприятия сюжетной картины на основе включения в работу разных каналов восприятия.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие» :

Коррекционно-образовательные: обучать целостному последовательному восприятию картины, выделению и узнаванию основных объектов; упражнять в восприятии изображений животных, обращая внимание на их позы; учить выделять признаки, по которым узнал позу, воспроизводить позу; устанавливать причинно-следственные связи на основе воспринятого; учить при рассматривании выделять ближний и дальний план картины и объекты, изображенные близко и далеко.

Коррекционно-развивающие: развивать осязание, обоняние, слуховое и вкусовое восприятие в процессе работы над картиной (обращать внимание детей на окружающие звуки, прикосновения, запахи, вкусовые качества); формировать мелкую моторику в пальчиковых играх и предметно-практической деятельности на занятии;

Коррекционно-воспитательные: формировать правильную позу во время практической работы за столом (сидеть свободно, не наклоняться низко над столом); воспитывать познавательный интерес к природе.

Задачи ОО в интеграции:

«Речевое развитие» : расширять и активизировать запас слов словами с обобщающим значением (лес, дикие животные, насекомые, семья, учить использовать элементы описания животного (медведя, опираясь на опорные картинки и вопросы тифлопедагога.

«Социально-коммуникативное развитие» : развивать навыки общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослым на занятии, формировать основы безопасного поведения в природе.

«Физическое развитие» : развивать речь с движением, накапливать опыт в воспроизведении позы животного, как на картине (сидит, стоит на двух, четырех лапах).

Средства оптической коррекции: очки детей, слабовидящим – лупы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

№ п/п Вид деятельности Содержание работы, инструкции Материал

1. Организационный момент Тифлопедагог показывает детям письмо от старичка Лесовика. Сообщает, что он интересуется, знают ли дети, что такое лес? Он очень любит лес и хочет, чтобы дети тоже его любили и хорошо знали.

- Ребята, как вы думаете, что такое лес? (Выслушать ответы детей).

- А старик Лесовик прислал нам картину-подсказку про лес. Письмо от Лесовика

2. Пальчиковая гимнастика с элементами су-джок терапии -Но прежде чем мы начнем рассматривать картину и говорить о ней, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Ведь она не только делает пальчики ловкими, умелыми, но и заставляет язычок хорошо говорить.

«Шла медведица спросонок»

Шла медведица спросонок

(Шагать шариком по руке)

А за нею – медвежонок.

(Шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки,

(Шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки

Стали книжки открывать

(Нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать. Массажные шарики

3. Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья» Тифлопедагог выставляет картину на мольберт, дети садятся на стулья полукругом вокруг мольберта. Дает время для рассматривания картины. Затем организует беседу по картине :

- Кого вы видите на картине? (Лес, в лесу деревья, медведи).

- Сколько медведей на картине? (Три медведя). Можно ли назвать их семьей медведей? Почему так думаете? (Это семья медведей, самый большой медведь – папа, чуть поменьше медведя – медведица-мама и самый маленький медвежонок-ребенок).

- Кто из медведей находится ближе всего к нам? Как вы это определили? (Ближе всего к нам находятся медведь и медвежонок. Они нарисованы внизу картины, большие по величине)

- А что находится далеко от нас на картине? (Деревья находятся далеко от нас, видна только верхняя часть деревьев – они нарисованы вверху картины).

- Молодцы, правильно определили, что на картине близко, а что далеко: то, что ниже – это ближе, а то, что высоко – это далеко. Скажите, а мама – медведица, где находится? (Мама-медведица находится немного дальше папы-медведя, её не видно полностью за медведем).

- Давайте внимательно посмотрим на медведей и попробуем вместе описать их. Для того, чтобы вам легче было справиться с этой работой, будем использовать опорные картинки (тифлопедагог выставляет мнемоквадраты на демонстрационный фланелеграф рядом с картиной) и вопросы-подсказки:

• Кто это? (Это медведи)

• Какого цвета? (Коричневого цвета)

• Чем покрыто тело? (Тело медведей покрыто шерстью)

• Какие части тела есть у медведя? (Большая голова, на ней уши круглой формы, вытянутая морда, маленькие глазки, большой нос и зубастая пасть, большое туловище, две передние и две задние лапы с большими когтями, короткий хвост).

• Где живет медведь? (Живет в лесу, спит зимой в берлоге)

• Что ест? (Медведь любит ягоды, мед, ест и других животных)

• Какие звуки издаёт? ( Рычит: р-р-р)

• Как называются детеныши? (Медвежата)

- Ребята, медведя называют косолапым, потому что он лапу ставит пяткой наружу, а носком внутрь (показать, как медведь ставит ноги, он неуклюже переваливается с боку на бок при ходьбе от того, что делает шаг двумя лапами одновременно – задней и передней. Но все же медведя зря считают неуклюжим. Это очень сильное, ловкое, умное и хитрое животное. Медведи умеют ходить по лесу не слышно так, что не треснет ни одна хворостинка – сухая веточка – иначе как бы они охотились? Медведи очень ловко лазают по деревьям. Поэтому в лесу, где водятся медведи надо быть очень осторожным и внимательным. И без взрослых нельзя детям ходить в лес. Медведи нападают и на людей, если голодны.

- Давайте отвлечемся ненадолго, отдохнём, а потом снова вернемся к рассматриванию картины Сюжетная картина из серии «Развитие речи в картинках. Животные» «Медвежья семья»; опорные картинки, демонстрационный фланелеграф

4. Физкультминутка «Три медведя шли домой»

Три медведя шли домой

(Идут, переваливаясь с боку на бок)

Папа был – большой, большой

(Поднимают руки вверх, идут на носках)

Мама – чуть пониже ростом

(Опускают руки, идут, переваливаясь с боку на бок).

А сынок – малютка просто.

Очень маленьким он был,

С погремушкою ходил.

(Приседают, идут в приседе, поднимают руку вверх, трясут ею, как погремушкой)

- А сейчас превратимся в медведей с картины. Посмотрите внимательно на папу-медведя на картине и встаньте также (Встают на четвереньки). А теперь встаньте так же, как мама-медведица (Встают на двух ногах и вытягивают перед собой правую руку). А теперь посмотрите на медвежонка и примите такую же позу (Усаживаются на ноги, руки ставят перед собой на полу у ног).

5. Зрительная гимнастика «Медвежонок»

Страшен мишка наш на вид

(Широко открывают глаза)

Очень грозно он рычит.

(Сильно зажмуривают глаза)

Только знаем мы с тобой:

(Взор переводят вправо, влево)

Медвежонок наш не злой!

(Моргают глазами)

6. Рассматривание картины с включением в работу разных каналов восприятия (слух, осязание, обоняние, вкус) - Продолжаем рассматривать картину. Что ещё вы видите на картине кроме медведей? (Разные деревья, ягоды крыжовника, трава, бабочки, пчелы).

- Где находятся медведи? (У старого дерева с большим дуплом, из которого вылетают пчелы). Как вы думаете, зачем сюда пришли медведи? Что делает медведица? (Медведица протянула лапу к дуплу. Медведи пришли полакомиться медом, они его очень любят). А мед откуда взялся в дупле дерева? (В дупле - гнездо диких пчел, там мед).

- Скажите, какое время года изображено на картине? Как вы это определили? (На картине изображено лето. Деревья зеленые, ягоды созрели, летают насекомые. Медведи не спят).

- Как вы думаете, какая часть суток изображена на картине? (На картине изображён день, в лесу светло и все хорошо видно).

Игра «Волшебник» «Я слышу», «Я чувствую запах», «Я ощущаю на ощупь», «Я ощущаю на вкус»

- Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Волшебник «Я слышу» уже появился на картине. Вы его не увидите, но можете услышать. Хотите услышать? Наденьте матерчатые очки и послушайте. (Включается аудиозапись звуков леса).

После прослушивания дети снимают очки, тифлопедагог спрашивает:

- Что вы слышали? (Ответы детей) Вот какими звуками наполнен лес на картине.

- А теперь на картине появился Волшебник «Я чувствую запах». Хотите его почувствовать? (Дети надевают индивидуальные матерчатые очки, тифлопедагог дает понюхать каждому платочек, смоченный духами со сладковатым запахом). Что вы почувствовали, какие запахи? (Запахи лета, чего-то сладкого, наверное, запах цветов, спелой ягоды).

- А сейчас на картине появился Волшебник «Я ощущаю на ощупь» (Дети надевают матерчатые очки, тифлопедагог дает каждому потрогать карточку, на которой наклеен искусственный мех, затем легко прикасается к руке каждого ребенка бумажной полоской, дует теплым воздухом фена на каждого). Что вы почувствовали? (У медведя жесткая шерсть, густая; в лесу дует теплый легкий ветерок, к руке прикоснулась травинка).

- И наконец, настала очередь Волшебника «Я ощущаю на вкус». (Дети надевают матерчатые очки, тифлопедагог дает попробовать каждому мёд, после спрашивает:

- Какой вкус почувствовали? (Сладкий мёд)

- Вот как мы смогли лучше понять и представить картину про лес с помощью наших Волшебников! А что же это за Волшебники, которые нам помогали лучше представить картину леса? (Это наши глаза, уши, нос, кожа). Картина «Медвежья семья», индивидуальные матерчатые очки, аудиозапись шума леса, пения птиц, звуков насекомых, рычание медведя; платочек, смоченный духами со сладковатым запахом; карточка, на которой наклеен искусственный мех, бумажная полоска, фен; поднос с розетками, в которых мёд, чайные ложки, салфетки.

7. Подведение итогов - Давайте обобщим: так что же такое лес? ( Предполагаемые ответы детей: это место, где растёт много деревьев, цветов, ягод, грибов, там живут птицы, дикие звери, насекомые).

Вам понравилось сегодня рассматривать картину необычным способом с помощью Волшебников? Что особенно понравилось и запомнилось? Что было сложным для вас?

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами» Цель: Помочь детям понять содержание картины. Задачи: - учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять небольшой рассказ по картине;.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская. Цели: знакомство.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.

Конспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группыКонспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группы Задачи: Познакомить с произведением живописи Исаака Левитана "Золотая осень", расширять представления об осенних изменениях в природе,.

Конспект НОД «Рассматривание картины Т. Мавриной «Вечер» Конспект НОД рассматривание картины Т. Мавриной "Вечер" Цель: Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на цветом решении.

Конспект НОД «Рассматривание картины «Зима в нашем городе»Конспект НОД «Рассматривание картины «Зима в нашем городе» Программное содержание. Сформировать знание о сезонных изменениях зимой, о зимних забавах. Развивать познавательный интерес, формировать.

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе. Рассматривание картины «Зимой на прогулке»Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе. Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Рассматривание картины "Зимой на прогулке" Программные задачи: Учить детей рассматривать картину, через нее выражать свои чувства, впечатления,.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Семья» Образовательная область: речевое развитие Тема: «Рассматривание картины семья» Цель: создание условий для развития умения составлять описательный.

Методические указания по настольным картинам в первой младшей группе. Рассматривание картины «Играем в поезд»Методические указания по настольным картинам в первой младшей группе. Рассматривание картины «Играем в поезд» Программные задачи: Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, говорить предложениями, называть предметы, их.

План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса»План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке «Рассматривание сюжетной картины «Медвежья семья» в средней группе
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 17:01
+247Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД