Папки-передвижки

Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе

Ирина Литвинова
Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе

Конспект НОД

по совершенствованию лексико-грамматических представлений

и развитие связной речи в старшей группе

Тема: Умелые руки не знают скуки (материалы и инструменты)

Цель: совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные:

Формировать обобщающие понятия, умение рассуждать, закрепить названия инструментов, их виды.

Публикация «Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе» размещена в разделах

Учить образовывать сложноподчинённые предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО с активизацией в речи слов по темам : «Инструменты», «Профессии».

Закреплять способы изменения слов в творительном падеже с помощью, образования новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание, вербальную память, словесно-логического мышление,

смекалку.

Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, сенсорную память, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к профессиональным видам деятельности, желание помочь другим.

Предварительная работа : рассматривание инструментов для разных профессий, дидактические игры на закрепление названий и назначения инструментов, знакомство с произведением Н. Носова «Незнайка в цветочном городе».

Оборудование: Кукла Незнайка, коллаж «Инструменты», «чудесный мешочек» с игрушечными инструментами, презентация с картинками инструментов: пила, молоток, гвоздь, отвёртка, рубанок, дрель, иголка, лейка, грабли, лопата; картинка Цветочного города с его жителями, картинка страны великанов, мяч, мелкие игрушечные инструменты из пластилина, цветной пластилин.

Ход НОД

I Этап. Организационный.

Логопед: здравствуйте, ребята! С Добрым утром!

Как важно и нужно, чтоб сразу с утра

Тебе от души пожелали добра,

Приятного утра, везенья во всем!

Чтоб радость своим укрывала теплом.

И мы всем гостям скажем дружно: с добрым утром!

II Этап. Мотивационный. (Дети садятся полукругом)

Логопед: к нам в гости сегодня пришёл Незнайка (игрушка, который очень расстроен. Он принёс картинку, где все предметы перепутались, и он не знает, что там нарисовано.

Помогите разобраться, какие предметы спрятаны на картинке? (называют, перечисляя) Как их называют одним словом? (Это инструменты)

Логопед: Незнайка задумался: - А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов? «А!»он говорит: догадался: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент. Вот мамина сумка – инструмент, она ведь тоже с ручками. Ещё ручка есть на двери – значит она тоже инструмент!» (дети смеются)

Логопед: Ребята, вы согласны с Незнайкой? Незнайка что-то перепутал? Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами? (рассуждения детей)

Логопед подводит итог: Инструментом называют тот предмет, которым производят какую-то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?

Дети: инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.

III Этап. Практический

1. Логопед: Незнайка вас благодарит, говорит, что шел к вам не с пустыми руками, с красивыми картинками на компьютере, но в компьютер попал какой-то вирус, и все картинки исчезли. Чтобы они вновь появились нужно отгадать загадки про инструменты. Вы готовы помочь Незнайке?

Загадки:

Заготовит дров в один момент,

У неё есть зубы, остры, а не тупы.

Догадались, что была это нужная (пила) Мы на стройках слышим звук:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Забиваем гвозди в стену.

Больно стукнет по колену.

Из досок собьёт лоток.

Трудолюбец … (молоток)

Без головы, а в шляпе,

одна нога,

Да и то без сапога. (гвоздь) Каждый день в работе,

Слесарю нужна,

С винтами и шурупами,

Она всегда дружна. (отвёртка)

Внешне он не бросок,

В миг обтешет доску.

С ним тружусь я спозаранок.

Что в руках моих? - … (рубанок) Жужжит, а не пчела, не муха.

Звук громкий - но не шмель.

Повесить чтоб картину -

Возьми скорее (дрель)

Нитку за собой ведёт,

Вышивает, платья шьёт,

Очень остренька и колка,

Догадались, что? … (иголка) У ведёрка длинный носик,

Дождиком течёт водица.

Все цветы хотят напиться,

Жалобно её все просят:

Нас скорей полей-ка, дорогая… (лейка)

Листья, опавшие в кучу гребли,

Землю на грядке рыхлили, скребли

Долго трудились - ослабли.

Спят между грядками (грабли) Очень важный инструмент.

Сотни лет тем инструментом

Люди всюду роют землю.

Ищут клады с ней, руду,

Золото и ерунду.

Для окопа всем солдатам

Тоже выдают … (лопаты)

Логопед: Незнайка вас благодарит, но хочет уточнить, чем мы выполняем разные действия – боится перепутать. Помогите Незнайке.

2. Назови предмет для действия. Чем мы:

рубим дрова – топором; пилим дрова-, пришиваем пуговицы-, наливаем суп-,

измеряем температуру-, подметаем двор-, сгребаем сухие листья-, режем хлеб-, подстригаем волосы и режем бумагу-, белим и красим стены-, копаем песок и землю -, разливаем воду над грядкой., пишем-, рисуем-… и т. д.

3. Открытие нового знания.

Логопед: Вы молодцы – помогли Незнайке, ничего не перепутали. И Незнайка предлагает вам новую игру, хочет проверить, какие вы внимательные, помните ли, какие инструменты нужны для работы представителям разных профессий. Дидактическая игра «4-й лишний».

Слушайте меня внимательно, определяйте, что лишнее из названных мною инструментов, объясняйте, почему.

Грабли, градусник, лопата, лейка. Что лишнее?

Ребё нок: лишний градусник, потому что он не нужен садовнику, а грабли, лопата и лейка нужны.

Логопед: верно. Ведро, мастерок, иголка, шпатель. Что лишнее?

Ребё нок: лишний шприц, потому что он не нужен строителю, а ведро, мастерок и шпатель нужны.

Логопед: верно. Фонендоскоп, лекарство, парашют, градусник. Что лишнее?

Ребенок: лишний парашют, потому что он не нужен врачу, а фонендоскоп, лекарство и градусник нужны.

Логопед: верно. Терка, поварешка, отвертка, нож. Что лишнее?

Ребенок. Лишняя отвертка, потому что она не нужна повару, а терка, поварешка и нож нужны.

Логопед: верно. Барабан, скрипка, тяпка, флейта. Что лишнее?

Ребенок. Лишняя тяпка, потому что она не нужна музыканту, а барабан, скрипка и флейта нужны.

Логопед: Нитки, топор, ножницы, иголка. Что лишнее?

Ребенок. Лишний топор, потому что он не нужен портному (швее, а нитки, ножницы и иголка нужны.

Логопед: Мольберт, краски, шприц, кисти. Что лишнее?

Ребенок. Лишний шприц, потому что он не нужен художнику, а мольберт, краски и кисти нужны.

Логопед: Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и дали толковые объяснения.

Динамическая пауза.

Логопед: Незнайка живёт в волшебном Цветочном городе и приглашает вас к себе в гости. Согласны? (Дети встают в свободном порядке)

Слушайте и повторяйте движения за мной. (игра малой подвижности «Едем в цветочный город…»)

До Незнайки нам, братцы,

Очень трудно добираться! — руки к щекам, покачать головой.

На машине мы поедем, — перед собой «крутим руль».

И на поезде помчимся, — согнутыми в локтях руками движения вперед-назад

В самолете полетим — руки в стороны, как крылья.

Сверху землю оглядим — пальцы «биноклем» к глазам.

На корабле по океану — волнистые движения руками.

Плывем с отважным капитаном. — «отдаем честь».

Вот впереди видна земля —ладонь ко лбу, вглядываемся вперед.

Приплыли в Цветочный город мы, друзья! — хлопаем в ладоши.

4. Игра малой подвижности с мячом «Измени слово».

(На экране картинка цветочного города с его жителями, дети стоят в кругу)

Логопед: Незнайка живёт в волшебном Цветочном городе, где жители, его друзья, очень маленькие, просто коротышки: малыши и малышки. Больше всего жители Цветочного города любят работать с землё й: копать, садить, поливать, окучивать, грести листья, выращивать огурцы, ягоды и цветы. Они - садоводы. Все инструменты у них очень крошечные. У нас метла, у коротышек – метёлочка. Становитесь в круг, ловите мой мяч и назовите правильно инструмент, которым работают коротышки. Помните, они маленького размера.

Кисть-, мольберт-, краски-, ножницы-, игла-, отвёртка-, молоток-, лопата-, лейка-, грабли-, ведро-….

Логопед: а по соседству с цветочной страной живут великаны, у них всё очень большое, огромное, как они сами. У нас рука, а у великанов – ручища. И инструменты тоже были большие. Назовите правильно огромные инструменты, которыми работают великаны.

Нож-, поварёшка-, барабан-, рубанок-, кисть-, лопата-, топор-, грабли-…

5. Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики полукругом, «чудесный мешочек» на столе)

Логопед: посмотрите, что нам приготовили жители Цветочного города. В этом мешочке разные инструменты. Может, мы попробуем угадать инструмент на ощупь? (детям по одному предлагается в мешке отыскать и угадать на ощупь игрушечный инструмент).

Логопед: молодцы. Вы правильно отгадали все инструменты.

Вот мы и погостили в цветочном городе. Нам было здесь весело? Тогда заводим моторы, расправляем крылья и полетели в детский сад. (руки в стороны, как крылья, гудим, летим, садимся на стульчики)

IV этап. Рефлексивный

Логопед: ребята, как вы думаете, Незнайка, запомнил, что такое инструменты? Предлагаю напомнить ему ещё раз.

Дети: инструменты – это предметы, которыми делают какую-либо работу.

Логопед: что больше всего любят делать коротышки и какими инструментами больше всего любят работать? (Все жители Цветочного города-садоводы, любят работать с землёй, копать, садить, поливать, окучивать, грести листья.)

Логопед: правильно, молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие в цветочный город? У меня на столе лежат кусочки пластилина красного, синего и желтого цвета. Кому сегодня очень понравилось заниматься – тот возьмёт кусочек желтого пластилина, кому не очень понравилось – возьмёт кусочек синего пластилина, а кому совсем не понравилось - пусть возьмёт кусочек красного пластилина. Спасибо за ваш выбор! А сейчас вы немного отдохнёте и потом сможете из своего пластилина сделать маленькие садовые инструменты и подарить их коротышкам из Цветочного города.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе
Опубликовано: 4 мая 2020 в 13:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД