Лучший педагог года

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Светлана Доронькина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Занятие по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Предварительная работа.

1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и. т. д.)

2. Работа с календарем природы.

3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.

4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».

Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах

6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.

7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.

8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».

9. Составление гербария.

10. Чтение художественной литературы:

- Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

- И. Поленов «Синичкины кладовки»;

- В. Бианки «Купание медвежат»;

- Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

1. Кленовые листья (веточки).

2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.

3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).

4. Картинки с изображением признаков осени.

5. Картинки с изображением птиц, зверей.

6. Запись «Времена года» П. И. Чайковского.

Цель: Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

- развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

- закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

- познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

- расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

- дать детям представление о птицах, их разнообразии;

- научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

- активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

- формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

- продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Ход:

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель- какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? осенний.)

- Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

7. Нельзя мусорить.

8. Нельзя ломать ветки деревьв, рубить деревья.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник и относиться к нему надо, как к другу. Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия. (Звучит музыка «Времена года».)

Воспитатель: Но чтобы попасть в лес, надо произнести волшебные слова:

«Листик, листик, ты лети

В лес осенний приведи(открывайте глаза)

Вот и лес. (Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво в осеннем лесу!

Ребята, а что можно сказать о лесе. Какой он?

(Удивительный, прекрасный, расписной, багряный, золотой. Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Скажите мне, а что можно делать в осеннем лесу? (ответы детей)

1. /Наслаждаться красотой леса, вдыхать полной грудью чистый воздух, получать радость от пения птиц, шелеста листьев, журчания ручья, вдыхать аромат цветов и ягод.

2. /Собирать грибы, ягоды, орехи.

3. /Убирать сухие ветки, деревья.

4. /Подкармливать животных, птиц.

5. /Сажать деревья.

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

- Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети: Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте посмотрим, какие деревья растут в нашем лесу.

Дуб: Большое, могучее дерево. Древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на дубе поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

Липа: Очень любят пчелы. Летом, когда липа покрывается желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг хороводы. Вырастает большим деревом, а вместо листьев у ели множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?» (по очереди берут листочки и вешают на дерево)

Словесная игра «Какой лес.»

Воспитатель:А кто скажет, кто знает, каким лес бывает?

Любит подберезовик лес какой?

Дети: Березовый.

Воспитатель: Дуб налево, дуб направо. Это что у нас?

Дети: Дубрава.

Воспитатель: Любит подосиновик лес какой?

Дети: Осиновый.

Воспитатель: Если словно на подбор, с красной шляпкой мухомор, спрятался бездельник, в вечнозеленый?

Дети: Ельник.

Воспитатель: Вышли сосны на бугор. Лес какой?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: Мы не представляем лес без деревьев. Сейчас мы все превращаемся в деревья.

Физкультминутка «Деревья в лесу».

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Молодцы ребята. А почему в лесу стало так тихо?

Дети: Нет птиц.

Воспитатель: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Перелетные.)

- А почему они улетают? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель:А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель:А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Воспитатель: Мы с вами тоже сделаем кормушки для зимующих птиц и повесим в лесу, в парке и на своем участке.

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

1. Невысок лесок, а от ветра защита.

2. Зеленое царство – лучшее лекарство.

3. Лес – наше богатство.

4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

5. Лес богатство и краса –береги свои леса.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе.

А как замечательно вы себя вели в лесу. Посмотрите под дубом какая-то корзина. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. (шишки желуди листочки разные семена) Наверное это подарок от Осени за наши старания.

Воспитатель: Как вы думаете, что с ними можно сделать?

Дети: Можно сделать разные поделки.

Воспитатель: Правильно. Этим мы займемся в детском саду.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза произнесем волшебные слова

«Листик, листик, ты лети

Обратно в группу приведи(открывайте глаза)

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что же дарит нам лес?

Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.

Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Прогулка в зимний лес» Конспект интегрированного занятия по экологии: «Прогулка в зимний лес». Старшая группа компенсирующей направленности. Лексическая тема «Зимующие.

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Цель: закреплять и расширять представления детей о лесе.

Конспект интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект интегрированной образовательной ситуации «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Е. Г. Федорчук.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе «Осенний лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект музыкальной НОД «Прогулка в осенний лес» в форме открытого просмотра для детей младшего возраста Сюжетно – тематическая, музыкально – двигательная ситуация в младшей разновозрастной группе «Прогулка в осенний лес» (открытый просмотр).

Конспект НОД по экологии для подготовительной к школе группе «Лес, как экологическая система» Конспект НОД по экологии Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Лес как экологическая система» Цель: Сформировать понятие.

Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №4 города.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» МКДОУ "Нивушка" Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»2018 г. Составила: воспитатель Миниахметова Л. Р. Цель: Формировать.

Осенний утренник в первой младшей группе «Прогулка в осенний лес» Осенний утренник в 1 младшей группе «Прогулка в осенний лес» Цель: Развивать музыкальные способности, эмоциональность и образность воспитания.

Конспект занятия «Прогулка в осенний лес» в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет Цель: Формировать коммуникативные навыки общения детей 3-4лет посредствам игровой деятельности. Задачи: 1. Образовательные задачи: • расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
Опубликовано: 24 октября 2018 в 21:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД