Получи документы

Конспект НОД «Русские посиделки»

Марина Цырульник
Конспект НОД «Русские посиделки»

Русские посиделки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №68

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

Приобщение детей к истокам народной культуры.

Образовательная область: Познание.

Тема: «Русские посиделки»

С использованием педагогических технологий: информационно-коммуникативных; личностно-ориентированных; проблемно –игровых.

Автор:

воспитатель

1 квалификационной категории

М. В. Цырульник.

Санкт –Петербург

2018г.

Публикация «Конспект НОД „Русские посиделки“» размещена в разделах

Цель: Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о быте и некоторых традициях русской деревни.

Задачи:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

-вызвать интерес к русской культуре, способствовать развитию познавательной мотивации;

-способствовать расширению представлений детей об основных деталях народного костюма.

- формировать познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев, зерна, муки; при изготовлении теста;

-развивать воображение, творческую активность.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-расширять представления о малых народных формах;

-развивать предпосылки ценностно –смыслового восприятия и понимания народных песен;

-поощрять эмоциональный отклик.

Образовательная область: «Речевое развитие»

-развивать связную речь, побуждая детей высказывать свои суждения, делать предположения, отвечать на вопросы полными предложениями; высказывая мысль до конца;

-развивать детское словотворчество;

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, воспитывать желание изучать историю и традиции своего народа;

Образовательная область «Физическое развитие»

-развивать мелкую моторику рук;

-расширять двигательный опыт, координацию движений, мягкие прыжки, плавные повороты;

Предварительная работа:

-познавательные вечера «Лучинушка», «Загадушка-отгадушка»;

-беседы с детьми о труде ;

-чтение стихов о русской деревне, сказок, заучивание пословиц и поговорок;

-знакомство детей с интересными фактами из истории русского костюма;

-рассматривание тематических альбомов, просмотр слайдов и иллюстраций, мультфильмов;

- «Стол удивлений» - проращивание овощных культур;

-мастер классы по работе с тестом к традиционным праздникам;

-совместные выставки работ взрослых и детей на фольклорные темы;

-составление коллажа "Берегите хлеб!"

-разучивание народных игр с движением.

Словарная работа: активизация словаря: лапоть, изба, кокошник;

обогащение словаря: картуз, сруб, ухват.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал старинная одежда и посуда, предметы быта, макеты животных, зеленая изгородь, длинная русская лавка, сапог, самовар, домовенок.

Раздаточный: посуда для замеса-плошки, деревянные ложки, разовые перчатки, ингредиенты для сдобного теста (яйца, мука, дрожжи, молоко, масло).

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, чтение стихов, пословиц, загадок, беседа, придумывание рифм.

Наглядные: показ предметов, рассматривание, показ образца, использование картинок, реквизита «старинная изба».

Практические: лепка из соленого теста,, исследование зерен ржи, совместные действия ребенка и взрослого.

Игровые: подвижные игры, игры-забавы, дидактические игры, игровые ситуации.

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

План

1. Часть Начало занятия. Проблемная ситуация.

Хоровод за околицей, появление Марьи, перемещение во времени на 100 лет назад.

2. Основная часть.

Рассматривание улицы русской деревни (диалог –рассуждение о старинном костюме).

Веселое прохождение ворот тетушки Меланьи (пословицы).

Знакомство с убранством старинной горницы –печь, Красный угол, колыбель (загадки, сказка, сюрприз-домовой, детские суждения). Исполнение колыбельных.

3. Практическая часть. Замес теста.

4. Завершение. Рефлексия.

Вынос каравая, народный оркестр.

Ход деятельности

Проблемная ситуация

Появление персонажа Марьи Маревны.

Фонограмма. Собирайся народ в большой хоровод.

Марья – Маревна:

Как в весенний день гости съехались

Да как в теплый день, самый красочный.

(вариант -да в дождливый день, но все ж радостный

Хоть и ветреный, все же радостный)

Сколько песен здесь, сколько шуток здесь,

Сколько радости самой праздничной!

Растворитесь вширь двери светлые,

Разбегитесь ввысь наши лестницы,

Встречи приятней и радостней нет

Всем вам мой низкий поклон и привет!

Я –Марья Маревна из русской деревни, что стояла здесь лет сто назад (10 раз по столько-две руки). Решила научиться печь настоящий каравай, да страшно одной.

Будете моими помощниками?

Тогда надо обернуться красными девицами да добрыми молодцами какие были на Руси давным- давно! Согласны?

Глаза закрывай…

На сто лет назад

в русскую деревню попадай!

Девицы -девицы, а что это на вас надето? (народный костюм)

А что за убор на голове? (кокошник)-…

А почему так называется? На что похоже слово? «Кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Удобно в нем работать? Не очень. Кокошник носили женщины по праздникам.

Как называется ваше платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха, Руб –это отрез ткани)

Молодцы –молодцы, а вы как нарядились?

Как называется рубаха? (Косоворотка) Почему так называется? (косой, сбоку, а не прямой ворот) А знаете для чего застежка не посередине? (Чтобы крестик нательный не выпадал во время работы).

Посмотрите какая у нас красивая деревня –что мы тут видим?

(колодец с чистой водой,

Мельница (для чего она,

широкая улица, по обе стороны дома всего в 1 этаж. Как дома назывались?

В каких сказках про дома пишут? (заюшкина избушка, терем-теремок) ни одна книжка русских сказок не обходится без рисунка дома. А почему избу срубами, почему?

потому что их рубили топором.

Через дорогу важно переходят гуси и утки, домашние животные во дворах, слышен лай собак а вот и дом тетушки Меланьи, что любит гостей встречать-привечать, да новому научать.

Как нам зайти? Дверного звонка нет (постучать)

Тетушка Меланья: Поклон вам, люди добрые!

Сколько гостей у меня за околицей…И все из нашей деревни?

А ну-ка проверю…наши –то деревенские много пословиц знают

Дети говорят пословицы.

Тетушка Меланья: А теперь я скажу, а вы продолжайте:

ДИ «Закончи пословицу» :

Труд человека кормит, а лень….портит

Вся семья вместе и…душа на месте

Баба с возу…кобыле легче

Работа не волк-…в лес не убежит

Где родился там и ….пригодился

Хлеб – батюшка, вода –…. матушка

Меланья. Таких смышленых я не видывала

Тогда приглашаю в горницу, да я без дела не сижу, помогать будете?

Дети знакомятся с горницей, тетушка Меланья дает поручения:

Не стой и не грусти-пора пол подмести!

Вот дело для мальчишеских плеч-пора уж затопить печь!

И вы, девицы, не зевайте-скорее пыль в избе вытирайте!

Тебе, милая, петь, а не плясать и в люльке дитятку качать!

Меланья: Чисто в горнице, спасибо, помощники!

Потрудились ладкОм, садитесь рядком!

Стук, грохот…

Домовенок из-за печки (МВ)- А знаете кто я? От слова Дом и мое имя-Домовой.

Мне нравится когда дома чисто, когда все живут мирно, не ссорятся –а вы как живете?

А у вас как дома? И одежду аккуратное складываете? А когда – нибудь искали свои вещи? Это я прятал! Я бы с вами поиграл, но я маленький такой…

Марья –не кручинься, Домовой, мы пальчиками с тобой поиграем!

Пальчиковая зарядка «Бояре, мы к вам в гости пришли»

Марья Нравится вам горница? А хотите загадки про то, что здесь видите?

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – потом отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

Меланья – Работа для ухвата важная –достать еду, да на стол поставить, чтобы хозяйка рук не обожгла. Кто хочет попробовать и ухват в руках подержать?

Действие-1-2 ребенка.

Марья: Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (Сундук).

Меланья –сундук у меня росписан городецкой росписью –а у вас какая роспись на ваших придуманных сундуках?

Марья У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Меланья – Само- вар что он делает?. (дети) Сам варит! Правильно –в нем могли быть дрова, керосин, чтобы вода нагревалась и был готов чай на всю семью. Для чего нужен был сапог?

Экспериментирование «Что общего между сапогом и самоваром?»

Физкультминутка Народная игра «Горелки»

Марья: И еще одна загадка!

Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

У Федоры – теплота. (Печь)

Меланья -Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь обогревала избу, на ней сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, на ней спали, в ней готовили еду себе и домашним животным. А еще - в ней пекли хлеб!

Марья. Мы совсем забыли! Мы ж с тем и пришли к тебе тетушка Меланья-научиться хлеб печь!

Меланья с детьми заводит тесто.

Примерные вопросы:

Расскажи, что мы берем…

Расскажи, как будешь делать…

Для кого печешь…

О ком думаешь…

Что будет, когда мы сделаем это.

Меланья Какое тесто завели, сколько ему добрых слов наговорили, будет пыщная стряпня!

Все вместе ставят в печь хлеб.

Меланья Будет хлеб – будет и ….песня

Дети поют частушки

Играют на шумовых инструментах.

Меланья –как вкусно пахнет хлебушек, видно испекся уже!

Обносит хлеб, детям дает понюхать.

Марья Хлебушку поклонимся и прославим добрым словом

Ребенок читает стихи о хлебе.

Меланья -Вижу из окна, что гости у порога!

Марья Покружились- покружились

в детский сад воротились.

Пора гостей встречать

Караваем угощать!

Под русскую народную музыку Меланья и дети выносят каравай и угощают гостей.

Рефлексия

Понравились вам стародавние времена?

Что узнали нового?

О чем еще хотели бы услышать?

Чему научиться еще?

Во что поиграть?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ложки русские, музыкальные» Хабибова Н. З. музыкальный руководитель ГБОУ АО «Школа – интернат № 3 для обучающихся с ОВЗ» г. Астрахань «Ложки русские, музыкальные» (конспект.

Конспект интегрированного занятия на тему «Русские мастера» Цель: - обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве России; - воспитывать гордость за талант русских мастеров; - закрепить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития. Задачи: Познавательные: Знакомить детей с русским народным.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.

Конспект занятия в средней группе «Русские народные сказки» Занятие "Русские народные сказки из волшебного сундучка" Описание: Для детей 4-5 лет. Данный материал может быть полезен для воспитателей.

Конспект занятия «Русские народные инструменты» Русские народные инструменты. Цель: • Формировать основы музыкальной и художественной культуры Задачи: • Познакомить детей с русскими народными.

«Русские посиделки». Фольклорное развлечение во второй младшей группе Русские посиделки. Фольклорное развлечение во 2 младшей группе «Облачко» Педагог и дети встречают гостей. Мир вам, гости дорогие, Что пришли.

Сценарий коллективного развлечения педагога психолога на основе метода фальктерапии «Посиделки. Мы люди русские» Сценарий коллективного развлечения «Посиделки» «Мы люди русские» на основе фальктерапии Заключительное мероприятие недели психологии Составил:.

Конспект НОД «Святочные посиделки»Конспект НОД «Святочные посиделки» Образовательная область: Познавательное развитие Задачи: Познакомить детей с русской народной традицией празднования Святок. Расширение.

Тематический досуг совместно с родителями в старшей группе «Русские посиделки в горнице» Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре. Задачи: Обучающие: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русские посиделки»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 02:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД