Татьяна Румянцева
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Поговорим об А. С. Пушкине»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
организованной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: «Поговорим о А. С. Пушкине».
Цель: рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Поговорим об А, С, Пушкине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).
3. Обогащать и расширять словарный запас детей.
4. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
Методы и приемы: чтение отрывков из стихотворений и сказок, вопросы, рассуждения, обсуждения, рассказ, показ, анализ.
Материалы и оборудование: книги А. С. Пушкина «Сказки», иллюстрации к произведениям, портрет поэта, сундучок; зеркало; игрушки – петушок, рыбка;
мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина;
Заучивание наизусть стихотворений, чтение сказок;
Драматизация отрывков из сказок А. С. Пушкина;
Дидактическая игра «Отгадай загадку, и назови сказку» (По сказкам А. С. Пушкина);
Ход занятия:
Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился в нашей группе. Подойдём, посмотрим, что в нём? Здесь записка, прочтем?
В: Я волшебный сундучок,
Вам ребята я дружок
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом сундучке волшебные предметы. Угадайте, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат.
Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?
Д: Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».
В: Верно. Кто может подсказать, какие слова нужно сказать, глядя в это зеркало?
«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
В: (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?
Д: Из сказки о золотой рыбке.
В: Правильно, ребята.
В: Вспомните слова рыбки, когда она приплывала к старику?
Д: «Чего тебе надобно старче».
В: (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?
Д: Из сказки «О золотом петушке».
В: Как петушок предупреждал о беде? «Кири – ку –ку, царствуй лёжа на баку.»
В: Дети, вам понравилось играть?
Д: Да!
В: Ребята, а кто же написал эти сказки? (А. С. Пушкин).
Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине, отправимся в волшебный мир его сказок и стихотворений. (Показ презентации).
А. С. Пушкин родился в Москве, в небольшой дворянской семье.
У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Саша садился у ее ног на маленькую скамеечку, а няня брала в руки вязание, и начиналась сказка… А. С. Пушкин очень любил свою няню, называл её голубкой.
«В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Давайте еще раз вспомним их (сказка о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке, о царе Салтане и др).
Ребята, хотите поиграть в игру «Собери сказку»? (Пазлы).
Молодцы, отлично справились с заданием.
А теперь, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Вопрос:
Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
Вопрос:
Чего тебе надобно (старче)
Вопрос:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то… (дочь)
Вопрос:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи (кругом)
Вопрос:
Белка песенки поет
Да орешки все… (грызет)
Вопрос:
Правду молвить молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом, и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно.
Вопрос:
«Свет мой зеркальце скажи,
да всю правду доложи,
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее…»
(Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее.)
Вопрос:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
Вопрос:
Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь (стаи туч)
Воспитатель: А. С. Пушкин много путешествовал, наблюдал за природой и писал об этом стихи. Самое его любимое время года, осень.
1)Отрывок из стихотворения «Осень»,
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
2) Отрывок из стихотворения Уж небо осенью дышало.»
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко сияло.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей, крикливых караван тянулся к югу,
Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Понравились вам эти стихотворения и чем? (красотой природы).
Дети: Эти стихотворения очень красивые, передают состояние погоды, они выразительные.
(Обращаю внимание детей на презентацию к иллюстрациям сказок А. С. Пушкина,
Пушкин написал много сказок, и они все волшебные, в них много чудес. Какие же это чудеса? (золотая рыбка, которая исполняет желания, мертвая царевна оживает, говорящие животные: кот ученый, белка песенки поет, царевна превращается в лебедя, царь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля и т. д.)
Физкультминутка.
Вместе с детьми рассказываем отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»,
дети выполняют соответствующие тексту движения:
У Лукоморья дуб зелёный (Дети поднимают руки вверх)
Златая цепь на дубе том (пальцами изображают «цепь»)
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
(Идут друг за другом по кругу)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Движения руками вправо, влево)
Там чудеса: там леший бродит (Закрывают глаза руками)
Русалка на ветвях сидит (Движение руками снизу вверх)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
(Идут по кругу).
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена).
Воспитатель: Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Да ребята, стихотворения А. С. Пушкина звучат как песня – напевные, выразительные, завораживающие.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Дети садятся в круг
Воспитатель: На этом наша встреча со сказками заканчивается.
Скажите, о каком великом русском поэте и писателе мы говорили? Какие его произведения сегодня вспомнили? Поэт давно умер, но слава о нём не умрёт никогда. Почти в каждом городе и у нас есть памятник А. С. Пушкину. Ещё в честь А. С. Пушкина названы улицы, площади, театры, библиотеки. Есть город, названный в его честь, он так и называется город Пушкин.
Сказки А. С. Пушкина вы услышите ещё не раз, по его произведениям созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки. Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? А что не понравилось? (Выслушиваю ответы детей)
Ребята, вы сегодня были молодцы и очень меня порадовали своими знаниями.
Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.
Сказки Пушкина мы знаем
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух!