Наталья Рожкова
Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ТНР на тему «Вологодская сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с кружевоплетением как видом народно-прикладного искусства;
2. Учить видеть красоту вологодского кружева и уметь использовать элементы в своем художественном творчестве.
Задачи:
1. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения;
2. Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;
3. Закреплять технические приемы рисования гуашью, умело пользоваться кистью (рисовать концом);
4. Развивать воображение, творчество;
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ТНР на тему „Вологодская сказка“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
5. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок;
6. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и выразительные.
Материалы:
1. Листы бумаги одного размера, но разного цвета – фиолетового, синего, бордового;
2. Гуашевые краски белого цвета;
3. Тонкие кисти;
4. Баночки с водой;
5. Бумажные салфетки;
6. Обложка для коллективного альбома «Вологодская сказка»;
7. Иллюстрации «Вологодские кружева»;
8. Фотообразцы снежинок.
Содержание занятия:
Воспитатель показывает детям вологодские кружева и спрашивает, знают ли дети, что это такое. По ходу небольшой беседы воспитатель уточняет представления детей о кружевоплетении.
- Это кружева. С давних времен в городе Вологда создавали эту красоту мастерицы-кружевницы. Этот город находится на севере России. Зимы там снежные да морозные, и мороз рисует на окнах причудливые узоры. А в избе у теплой печи сидит девушка-мастерица. Смотрит она на морозный узор и старается создать такой же в своем кружеве. Быстро мелькают у мастерицы в руках палочки-коклюшки с намотанными на них нитями. На специальной подушке (называется «сколок») – рисунок узора, который она собирается плести. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибешься, перепутаешь нитки – придется начинать работу заново. Закрепляет мастерица булавками несколько нитей по краю рисунка и начинает перекладывать коклюшки в тонкие косички.
Передавалось мастерство кружевоплетения от матери к дочери. Начинали учить девочку плести кружева лет с пяти. Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Удивительные по красоте узоры создавали вологодские кружевницы.
- Как вы думаете, для чего используются кружева?
Ответы детей.
- Кружевами с давних времен украшали жилище (скатерти, салфетки, постельное белье).
Вологда завьюжена
Белыми снегами.
Вьюга стелет кружево
Прямо под ногами,
Рассыпают искорки
Северные краски,
Снежные присказки,
Кружевные сказки.
- Ребята, если всмотреться в кружевной узор, что можно увидеть?
Ответы детей: заснеженные ветви деревьев, чудесные цветы, листья, бабочке, птиц и многое другое.
Рассматривание совместно с воспитателем крупных элементов узора. Воспитатель обращает внимание детей на непрерывность линий, их ритм, взаиморасположение элементов.
- А что еще вам напоминают эти белоснежные кружева?
- Конечно морозные узоры на окне. Послушайте стихотворение А. Бродского «Мороз»:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- Мы с вами сейчас тоже нарисуем необычнее морозные кружева – снежинки. Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат синего, фиолетового или бордового цвета и нарисует на нем снежинку необыкновенной красоты.
- Ребята, вспомните, как правильно начинать рисовать снежинку. Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки.
Перед началом работы воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Вот помощники мои»:
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И опять обратно в путь.
Дети самостоятельно рисуют снежинки. В конце занятия дети размещают свои работы на доске и составляют композицию, подбирая основы по цвету, как лоскутное одеяло.
Воспитатель показывает обложку для коллективного альбома с надписью «Вологодская сказка».
Подведение итогов занятия.