Конспект НОД с использованием ЭСО в средней группе «Белая береза — символ Родины моей»

Ольга Комлева
Конспект НОД с использованием ЭСО в средней группе «Белая береза — символ Родины моей»

Программное содержание:

1. Расширять и углублять знания детей о березе, как о растении средней полосы России, используя электронные средства образования (ЭСО, а именно:

• Демонстрационные программные средства - для обеспечения наглядности, визуализации явлений, процессов и взаимосвязей между объектами,

• Досуговые программные средства - для развития внимания, памяти, реакции детей.

• 2. На основе системного оператора (метод ТРИЗ-РТВ) расширить знания детей о березе:

• из каких частей состоит дерево

• какова его функция

• какие дополнительные функции оно несет

• частью чего может являться береза (березовой рощи, парка, лиственных деревьев)

• какие изменения могут происходить с деревом в течении его жизни

3. Развивать творческие, познавательные способности детей, используя технологию тьюторского сопровождения (ИМР- Смирнова Арина).

4. На основе гендерного подхода создать ситуацию успеха, возможности раскрытия способностей детей при реализации общей образовательной программы.

- «условно - одаренные» - предусмотреть дополнительные задания для детей, справляющихся быстрее, поощрять «У. О» за выдержку, корректность, за дисциплину, выполнение правил (Арина С., Арина К.)

- «типичные мальчики» - развивать речевую активность, пополнять словарный запас (Эмиль З., Матвей Б., Артем Л., Ваня Т.)

- «типичные девочки» - провести предварительную работу по теме, продумать домашние задания (Милана, Полина).

5. Воспитывать бережное отношение к родной природе, умение эмоционально отзываться на её красоту. Формировать чувство любви к малой Родине.

Ход НОД:

Звучит запись «Звуки леса». Воспитатель приглашает ребят в группу и спрашивает, что это за звуки. Где мы очутились?

- Ответы детей (в лесу)

В. Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному из деревьев, которые растут в наших лесах. А поможет нам в этом "Волшебный телевизор"

выставляется мольберт с системным оператором.

В. Чтобы узнать, что это за дерево - отгадайте загадку:

«Белый черным шит сарафан на ней,

ветер к ней спешит, чешет кудри ей,

зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается».

Дети отгадывают (береза).

Воспитатель вставляет фото березы в 1 экран-система, на телевизоре меняются фото детей на фоне берез.

В. Правильно - береза. Её вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Берёза – одно из самых распространённых деревьев в северной и средней полосе России, где растёт она чистыми сплошными рощами. Нигде в мире нет такого количества белоствольных красавиц. Поэтому и называют берёзу русским деревом. Березки вошли в нашу жизнь очень давно. Народ любит её за красоту и пользу, слагает стихи и песни. Вот, например:

Береза моя, березонька,

береза моя белая, береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,

на тебе березонька, листья зеленые,

под тобой, березонька, травка шелковая.

В. Наши предки научились слушать березы. Эмиль, давай расскажем ребятам, какие приметы о березе мы знаем.

Выступление Эмиля совместно с воспитателем.

• Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к берёзам. Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

• А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Воспитатель открывает 2 экран - подсистема, фото части дерева.

В. Ребята, дерево живой или неживой объект? Почему вы так думаете?

Дети отвечают, что дерево живое, потому что оно растет.

В. Правильно, дерево - это живой организм, а значит его главная задача, подскажите мне (расти и размножаться). Молодцы. Давайте посмотрим, как меняется березка в течение своей жизни.

Просмотр фото: росток, молодая береза, старая береза.

В. Ребята, а из каких частей состоит береза?

Ответы детей (корни, ствол, ветки, листья).

В. Ребята, подумайте и скажите, зачем дереву корни?

Дети отвечают, воспитатель дополняет, что корень – самая важная часть растения, через него поступают питательные вещества из почвы, необходимые для роста и развития. Ствол – это опора растения, на нем располагаются ветви.

В. - А вы знаете, зачем листья дереву?

Воспитатель дополняет ответ детей, что листья очищают воздух, которым мы дышим, они поглощают вредные вещества, а выделяют кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Как мы можем помочь деревьям?

Дети отвечают, что нужно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не обрывать листья.

В. А сейчас я предлагаю вам рассмотреть поближе ствол березы и её листья.

Воспитатель выносит березовое полено и вазу с ветками, предлагает пощупать бересту. Спрашивает, на что похож ствол, листья.

В. У всех деревьев есть кора. Кора березы называется береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит. Давайте все вместе повторим название березовой коры – береста. Повторим и название черточек-отдушин – чечевички. Ребята, а давайте все вместе исполним хоровод вокруг березки.

Исполняется хоровод «Мы вокруг березки».

Воспитатель открывает 3 экран – надсистема (березовая роща).

В. Ребята, вспомните, как называют березовый лес.

Ответ детей (березовая роща).

В. В березовом лесу всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. Скажите, а кого можно встретить в роще?

Ответы детей (дети перечисляют животных, птиц, насекомых).

В. Дети, посмотрите, как русские художники изображают березы.

Просмотр репродукций картин на экране телевизора.

В. Посмотрите на картину Саврасова «Грачи прилетели». Здесь природа только-только пробуждается весной, и оттого она такая хрупкая, нежная. Первыми возвращаются весной грачи, они облепили березы, ведь они прилетели в свои родные дома, в свои гнезда.

А вот картина Куинджи «Березовая роща». Смотрим и будто слышим, как ручей тихо поет свою песню березам, а они его ласково прикрывают своими раскидистыми ветвями.

Вот картина Левитана «Золотая осень», здесь мы видим, какая нарядная, невероятно яркая природа у нас осенью. Посмотрите, какое разнообразие оттенков березовых листьев!

Обратите внимание на картину Грабаря «Иней». Березки будто кружатся в белоснежных нарядах на зимней поляне.

Во всех картинах чувствуется невероятная любовь художников к нашему русскому дереву. Береза прекрасна и любима в любое время года.

В. Наши дети тоже любят рисовать. У нас есть свой художник – Смирнова Арина. Арина, покажи ребятам и гостям свои работы.

Рассказ Арины Смирновой о любимых работах.

В. С наступлением весны береза зацветает. Посмотрите, на что похожи её цветы?

Ответ (Её цветы похожи на сережки).

В. Послушайте, как поэт описывает березу в это время.

Арина Курапова читает стих Вс. Рождественского

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши,

Что кажется - в шуме березы

Есть что-то от русской души.

В. Наша березка такая замечательная, давайте поблагодарим её ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

В. Ребята, а вы знаете, как человек использует березу? Какая польза для людей?

Выставка изделий, поделок и прочих березовых продуктов.

Берёзовые почки и листья используют при изготовлении лекарств. Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности. Очень ароматен и полезен настой берёзового гриба - чаги! Не зря его называют берёзовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий древесный эликсир - берёзовый сок. Но самый ценный березовый материал - это древесина. Она очень широко используется. Как вы думаете, где?

Ответы детей:

• Мебель

• Дома

• Бумага

• Посуда

Не смотря на такое широкое применение, человек старается защитить и приумножить лесное богатство. Люди охраняют лес от пожара, очищают вырубки, чтобы через некоторое время на нашей земле вновь выросли березы-красавицы. А в конце нашего занятия я хочу угостить вас березовым соком и предлагаю посмотреть красивый видеоклип.

Публикации по теме:

«Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблиц» в старшей группе Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц; 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белокурая березка — символ Родины моей» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Белокурая берёза – символ Родины моей» Цель: Воспитание любви к родной природе,.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект организованно-образовательной деятельности «Береза — символ России» ЦЕЛЬ: Расширять и систематизировать знания детей о березе, как символе России. ЗАДАЧИ: Обучающая: продолжать знакомить детей с неофициальным.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Белая береза под моим окном»Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Белая береза под моим окном» Цель: через загадки, музыку, стихи, картины формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности.

Мастер-класс «Белая береза»Мастер-класс «Белая береза» Береза является символом России. В давние времена березу называли «Деревом трех дел». И действительно, она и жилье освещала, с помощью березовых.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию по ОО «Музыка» в рамках проекта «Белая береза — символ России» Видео Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад № 10» с. Сергиевское Грачевского муниципального района Ставропольского.

Презентация в старшей группе по теме «История возникновения колоколов. Колокол-символ нашей Родины» Цель: познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси, как традиционной народной культуры. Задачи: приобщить детей к культурным.

Сценарий итогового праздника по проекту «Белоствольная березка — символ Родины моей» МДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Г. Луга Сценарий праздника «Белоствольная березка – символ Родины моей» Нарядные дети входят.

Экологический практико-исследовательский краткосрочный проект «Берёза — символ Родины моей» «Берёза – символ Родины моей».Краткая аннотация проекта: Во время реализации проекта дети узнают, что берёза- это одно из наиболее почитаемых.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием ЭСО в средней группе «Белая береза — символ Родины моей»
Опубликовано: 30 октября 2015 в 13:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Презентация «Викторина по сказке Джанни Родари» ко Дню рождения писателя для детей...
« Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это...
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и...
ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты; использовать в...