Ильсияр Радиковна Ямилова
Конспект НОД в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Упражнять в правильном звукопроизношении, построении предложений. Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами. Развивать интонационную выразительность речи. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
Оборудование: Яблоки, корзина, портрет В. Сухомлинского, набор картинок.
Ход занятия:
Организационный момент (создание игровой мотивации)
Воспитатель: Доброе утро, Ребята.
Этюд приветствия
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро продлится до вечера.
Воспитатель: А теперь ребятки поздоровайтесь с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, я на занятие пришла не с пустыми руками. Какой я фрукт принесла?
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки : Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете, какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором тоже говорится о яблоках. А называется он «Яблоко и рассвет». Написал рассказ Василий Александрович Сухомлинский.
Родился в обычной украинской деревне, после окончания школы пошел учиться на учителя. Работал учителем в селе. Как началась Великая Отечественная Война, отправился на фронт. Во время битвы за Москву был ранен, осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь. Этот человек был не только прекрасным учителем, но и известным писателем. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании детей, 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.
Воспитатель: И сейчас я прочитаю вам один из его рассказов. А вы слушайте внимательно. Я у вас после прочтения спрошу: «О чем этот рассказ? Кто главные герои?
Чтение рассказа «Яблоко и рассвет» написал В. А. Сухомлинский.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает : нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Воспитатель: Вам понравился рассказ? Как называется рассказ? Кто главные герои? Воспитатель: Вы внимательно слушали, все слова понятны?
Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь…»
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
Что такое рассвет? (Время суток перед восходом солнца.)
не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался
когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
не мог одолеть – не мог победить, побороть
когда так говорят? ( когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
Воспитатель: Я предлагаю вам научиться пересказывать этот рассказ. Вы знаете для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе. И помогут нам в этом картинки. Я для вас приготовила картинки, а вы помогите мне по ним составить план нашего рассказа
Воспитатель: Как звали мальчика, (Миша)
Воспитатель: Куда приходил Мальчик? К кому? (приходил к дедушке в сад)
Воспитатель: Как звали дедушку? (Корней)
Воспитатель: Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Воспитатель: От чего Миша не мог отвести глаз, когда приходил к дедушке в сад?
Воспитатель: Какое было яблоко? (огромное, белое)
Воспитатель: Где находилось яблоко? (На самой верхушке одной яблони)
Воспитатель: Разрешил дедушка сорвать яблоко?
Воспитатель: Какое условие поставил дедушка?
Воспитатель: Выполнил Миша условие дедушки?
Воспитатель: А почему Миша не мог выполнить условие дедушки? (ленился)
Воспитатель: Когда он собрался в сад?
Воспитатель: Что он сначала сделал, придя с сад?
Воспитатель: Что произошло, когда Миша выполнил всю работу?
Воспитатель: Что случилось с Мишей, когда он подошел к заветной яблоне?
Воспитатель: Что увидел Миша?
Воспитатель: Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Воспитатель: Что сказал дедушка, когда все условия были выполнены?
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
(еще раз захотел увидеть рассвет)
Воспитатель: Ну вот, вы мне помогли составить план.
Пересказ 4 человека
Рефлексия
Вопросы к детям:
1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
2. Почему Миша не стал срывать яблоко?
3. Что можно сказать о характере Миши?
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подходит к концу.
Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? Кто написал рассказ?
Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ? А что вам помогло при пересказе этого рассказа?