Светлана Валова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по обучению грамоте на тему: Звук [ж]. Буква Ж
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 14 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г. Минусинска Красноярского края
Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по обучению грамоте на тему : «Звук [ж]. Буква Ж»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по обучению грамоте на тему: Звук [ж], Буква Ж» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель Валова Светлана Ивановна
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
Педагогические технологии: игровые; здоровьесберегающие.
Коррекционно-образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) упражнять детей в делении слов на слоги;
5) учить детей преобразовывать слова;
6) совершенствовать звуковой анализ;
7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование: предметные картинки; сюжетные картинки; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушки жук, солнышко; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики», фасоль, горох, счетные палочки; карточки с изображением букв (или магнитные буквы, бумажный цветок ромашка.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Ребята, как называется наша группа? (Ответы детей - "Солнышко") У нас в группе есть солнышко? (Ответы детей, в т. ч. находят игрушку солнышко) Давайте поиграем с солнышком - будем передавать друг другу солнышко, улыбаться, приветствовать друг друга и называть ласково по имени. Доброе утро, Варечка. (Дети выполняют)
II. Основная часть
Воспитатель: Тихо проходите на свои места. (Дети садятся на стульчики) Сегодня мы познакомимся еще с одной жительницей Букварии. А чтобы узнать, с какой - вам надо отгадать загадку: не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, жук. С какого звука начинается это слово? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком [ж] и буквой Ж. Для того чтобы правильно произносить звуки, надо сделать гимнастику для язычка.
Воспитатель: Ребята, жук приготовил для вас интересную историю. Хотите узнать, какую? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.
Гимнастика для языка
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)
2. Затем снова выглянул, посмотрел Язычок налево, посмотрел направо : гуляют ли дети на улице? («Часики»)
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? («Качели»)
4. Увидел Язычок, что погода хорошая, детки гуляют и побежал гулять во двор. («Индюк»)
Воспитатель: Итак, давайте правильно произнесем звук [ж]. (Дети произносят звук)
Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Значит, он согласный.
Воспитатель: А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает. Значит, звук [ж] звонкий.
Воспитатель: А еще звук [ж] всегда твердый. Cаша, дай характеристику звуку [ж].
Саша: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый. (Дети помогают, если ребенок затрудняется)
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть с этим звуком в "Ловишки"? Вы будете его ловить ладошками, приготовьтесь. Я буду произносить сначала звуки, потом слоги, затем слова.
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж, Ч
ЖА, ШО, ЗУ, ЖИ, ЧУ, ЗИ, ЖУ, ЖА
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЧАСЫ, ЗОНТ, СЕРЖАНТ, ЖИРАФ, ЖАДИНА
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными. Ребята, я произносила в игре звуки, слоги, слова. А теперь прошу вас произнести звук, слог, слово - любые. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю поиграть в прятки. Вы по очереди будете брать картинку и говорить, где спрятался звук [ж] : в начале, в середине или в конце слова.
Речевой материал (в картинках) : жираф, лужа, жезл, жук, сок, пижама, кошка, желудь, ежик, снежинка, ножик, лыжи, чемодан, флажок, сова, лодка
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание - «Раздели свое слово на слоги» (Дети с помощью хлопков выполняют задание по очереди)
Воспитатель: Умнички, а теперь отдохнем. Встаньте, пожалуйста, в круг. (Воспитатель "садит" на пальчик каждому ребенку пластилинового жучка либо вырезанного из самоклеящейся бумаги)
Зрительная гимнастика "Жук"
В гости к нам жук влетел, ("летает" в разных направлениях)
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж». ("жужжит")
Вот он вправо полетел – (полетел вправо)
Вот он влево полетел – (полетел влево)
Жук на нос нам хочет сесть, (подносят к носу)
Не дадим ему присесть «ж-ж-ж». (отмахиваются другой рукой)
Жук наш рассердился, взлетел и закружился:
Топнем вместе: топ-топ-топ. (топают)
Чтобы улететь он смог. (садят жуков на цветок)
Воспитатель: Молодцы! А теперь сядет на место тот, кто назовет слово ласково: флаг–флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
Воспитатель: Ребята, жук для вас тоже приготовил одно задание - поиграть в игру «Новое слово». посмотрите на картинки, нужно заменить в слове первый звук на звук [ж] - лук, баба, сало, билет, пучок.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли со звуком [ж], а сейчас предлагаю познакомиться с буквой Ж (жэ). Эта буква широка и похожа на жука. Да при этом, точно жук, издает жужжащий звук. Дети, звук [ж] мы с вами вспомнили. Подскажите, какой буквой он обозначается? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, буквой Ж (жэ). Итак, буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: Из скольки элементов состоит буква Ж? (Ответы детей)
Показ воспитателя всех элементов буквы (5) на доске.
Воспитатель: У вас на столах есть разный материал, из которого вы можете построить букву Ж. Пожалуйста, приступайте к работе. (Дети самостоятельно выбирают материал, выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, у вас получились очень красивые буквы. Молодцы! Мы с вами узнали, что звук [ж] согласный, петь песенки не может, чтобы ему не было грустно, давайте познакомим его с гласными звуками. (таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ.)
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на доску, здесь из букв составлено слово. Кто может, прочитайте его. (Дети читают, если есть читающие) На столах лежат схемы для слова ЖУК. Подберите, пожалуйста, нужную схему к слову. (Дети выполняют задание, объясняют свой выбор)
Саша: Звук [ж] согласный, твердый, поэтому обозначаем его синим цветом. (Аналогичная работа со звуками : [у], [к])
Воспитатель: Предлагаю поиграть с вашими пальчиками, чтобы красиво написать букву Ж. Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука, пошевелим. Жук летит, пыхтит, жужжит и усами шевелит. (Показываем и проговариваем)
Воспитатель: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальчиком. (Объяснение с показом в воздухе, затем на доске) Ребята, откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях. (Дети выполняют задание)
Индивидуальное задание для читающих детей: составить буквы так, чтобы получились слова с буквой Ж (буквы У, Ж, К, А, Р, О. - слова жук, уж, коржик, кожа.).
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы сегодня работали? А с какой буквой? (Ответы детей) Что вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей) Как вы думаете, кто придет к нам в гости на следующее занятие? (Ответы детей) Конечно, другая буквочка! Будете ее ждать? (Ответы детей)