Надежда Колоколова
Конспект НОД в разновозрастной группе «Чудесная кладовая — Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- расширять представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ
- закрепить знания о подземных обитателях
- развивать познавательную активность
- учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности
- воспитывать экологически грамотное отношение к природе
- активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатое
Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе „Чудесная кладовая — Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи
Предварительная работа:
- наблюдение за листопадом, почвой на прогулке
- рассматривание дождевого червя, наблюдение за жуками, личинками, муравьями
- чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях
- экскурсии в парк в разные периоды года
- работа в огороде детского сада
Оборудование:
- стаканчики с водой для проведения опытов,
- салфетки
- образцы почвы
- прозрачные ёмкости с водой
- стаканчик с мыльной и чистой водой
- ферма червяков
- макет муравейника
Ход НОД:
В- ребята, сегодня я приглашаю вас в необычную лабораторию. Я подумала, что нам там будет очень интересно. Вы согласны пойти со мной?
Д- ответы
В- тогда отправляемся.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу с оборудованием для экспериментирования.
В- есть у природы удивительная кладовая, положишь в нее весной горсточку зерна – а к осени возьмешь целый мешок. Одна картофелина превращается в 10 картофелин. А из маленького количества семян можно получить огромный урожай моркови, свеклы, редиса, помидоров.
- как вы думаете, что это за кладовая?
Д- земля, почва
В- правильно, и сегодня мы с вами поговорим о почве. Узнаем из чего она состоит, кто в ней живет, как мы можем не только ее сохранить, но и вырастить.
В- ребята, как вы думаете, что такое почва?
Д- ответы
В- почва состоит из песка, глины и перегноя, почва есть там, где растут растения, которые сами являются материалом для строения почвы.
В- ребята, вспомните, что мы с вами делали на грядках для того чтобы наша почва стала еще более плодородной?
Д- В этом помогают опавшие листья, ветки, картон, скошенная трава, которую мы собирали и бережно укладывали в грядки, различные подземные обитатели невидимые нашему глазу.
В- как вы думаете, кто участвует в создании перегноя?
Д- черви, слизни, мокрицы, разные клещики, многоножки, улитки.
В- в результате их жизнедеятельности образуется перегной, это питательный почвенный слой.
В- ребята, как вы думаете, в почве есть воздух и дышат ли подземные обитатели?
Д – ответы
В- предлагаю вам это проверить с помощью опытов в нашей лаборатории.
Опыт №1
Воспитатель и дети берут стаканчики с водой. Воспитатель предлагает бросить в стаканчик с водой по комочку почвы.
Д- выполняют задание.
В- что мы видим?
Д – ответы
В- какой вывод можно сделать в результате этого опыта?
Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх, а это значит, что в почве есть вода.
В- а как вы думаете, ребята, есть ли в почве вода?
Д- ответы
Опыт №2
В- предлагаю вам взять салфетки и насыпать на них немного почвы. Теперь придавить ее плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?
Д- ответы
Вывод: в почве есть вода.
В- а откуда же в почве берется вода?
Д- ответы
В- все правильно. Вода попадает в почву во время дождя или полива. Она проникает вглубь и сохраняется между частичками почвы.
В- показывает детям 2 стакана с мыльной и чистой водой и просит детей сравнить их.
В- ребята, как вы думаете, какой водой лучше поливать землю, чистой или грязной?
Д- ответы
В- как вы считаете, где можно увидеть мыльную или грязную воду?
Д- после стирки и мытья посуды, мойки машин и т. д.
В- а где мы с вами берем чистую воду для полива наших растений?
Д- собираем дождевую воду, а когда она заканчивается берем из крана.
В- чтобы они подумали о нас, если бы мы поливали грядки грязной водой? О чем бы попросили, если бы умели разговаривать?
Д- надо бережно относиться к подземному царству.
Вывод: подземные жители могут погибнуть из-за грязной воды, которая попадает в почву.
В- (обращает внимание детей на ферму червяков.)
Ребята, наши помощники-садоводы заскучали без нас. Давайте подойдем к нашей ферме и расскажем нашим гостям о ее обитателях
- что вы знаете о их жизни? И для чего мы ее создали?
Д- ответы
В - все верно, на протяжении долгого времени мы с вами выращиваем червяков для того, чтобы они помогали делать почву в наших грядках более плодородной.
- какое еще насекомое улучшает нашу почву и защищает наши растения от вредителей?
Д-муравьи
В- как они это делают?
- что еще вы знаете об этих выносливых и трудолюбивых насекомых?
Д- ответы детей, сладкоежки…
В- как мы с вами убедились в том, что они действительно сладкоежки
Д- рассказ детей про эксперимент с муравьями
В- предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действие, а вы отвечайте. Если я буду говорить правильно, отвечайте «да», если неверно, отвечайте «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет
Если съем конфетку я и выброшу бумажку? – нет
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да
Если разведу костер, а тушить не буду? – нет
Если мусор уберу, ямку закопаю? – да
Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да
В- ребята давайте подойдем к столу у меня для вас есть еще одно задание
В- давайте еще раз уточним, как мы можем сберечь почву для подземных существ, что мы можем сделать? В этом нам могут помочь специальные знаки. Вы должны взять знак и рассказать о его значение
Д – поднимают знаки подсказки и отвечают: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения и т. д.
В- вы большие молодцы! Благодаря вашим знаниям и стараниям наших помощников червяков в прошлом году нам удалось вырастить плодородную землю, которая отблагодарила нас щедрым урожаем. Кто из вас скажет, какие растения росли на наших грядках?
Д- подсолнухи, картофель, горох, кабачки, лук, салат, петрушка, мята, цветная капуста, укроп. (берем ферму червяков)
В- в этом году мы с вами посадили новые не совсем обыкновенные растения, давайте пройдем в наш огород и познакомим гостей с нашими растениями
Д- нут (бараний горох, арахис (земляной орех, огурдыню, люфа (из нее делают мочалки)
В- а сейчас предлагаю вам переселить наших червяков из фермы в грядку.
Д- (говорят сопутствующие слова)
Садоводы добряки- дождевые червяки.
Живут в земле, в выротой норе.
Сами землю копают, сами удобряют.
А когда устанут в земле отдыхают.
Пусть растут травинки словно на перинке.
Дорогие гости теперь вы знаете как сделать благородную землю и какие помощники вам нужны. И что бы получить урожай мы подарим вам семена, да не простые, а выращенные нами на этих самых грядках. (Дети вручают пакетики с семенами гостям и прощаются).