Александра Тарасова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений о перелётных птицах.
Задачи:
- дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни;
- закладывать основы экологического воспитания;
- активизировать наблюдательность;
- расширять словарный запас, развивать связную речь,
- развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Оборудование: карточки с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», изображение скворечника, весны.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
(На доску выставляется картинка с изображением весеннего пейзажа.)
Воспитатель: Правильно, весной. (Обращаюсь к ребёнку, чтобы он повторил, какое время года. ) Дети, а какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май. ) Молодцы! А когда наступает весна? (ответ детей) А что происходит весной? (ответы детей) Весной пригревает солнышко. Появляются проталины, бегут ручьи, начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые, появляются цветы – первоцветы, на деревьях набухают почки.
Воспитатель: Солнышко проснулось. Тепло на улице стало.
Аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: Дети, это что за звуки такие? (Поют птицы)
Воспитатель: А откуда они появились? (Весна пришла, и птички домой с юга прилетели)
А почему птицы улетают на зиму в теплые края? (Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений)
Воспитатель: Дети, как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной прилетают к нам обратно на родину? (Перелётные птицы)
Воспитатель: Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются в родные края, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители их выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями, улетают на юг. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
А сейчас встаньте, мы немного с вами поиграем.
(Физминутка)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста. А теперь посмотрим, какие птицы прилетают к нам весной. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах в них говорится. (После каждого правильного ответа я показываю картинку с изображением угаданной птицы.)
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач -
Ест букашек разных … (Грач)
Он поёт всегда красиво,
Его трели с переливом.
Прячется среди ветвей.
Кто певец тот? … (Соловей)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку! (Кукушка)
Есть на дереве дворец,
Там живет один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его. (Скворец)
Скворцы возвращаются из жарких стран примерно с марта по апрель. Они поют мелодичные песни и очень любят подражать всем звукам, которые слышат. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
(На доску выставляется картинка с изображением скворечника. )
О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Дети, как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (Нет, и другие маленькие птицы.)
Встаньте, пожалуйста, мы с вами еще поиграем.
(Физминутка)
Птицы к нам прилетели (махи руками,
На лужайке тихо сели (присесть на колени).
Походили, поклевали (наклоны головы вперёд,
Потом быстро побежали (побежали по кругу или на месте).
Воспитатель: Садитесь.
Перелётные птицы бывают разные: большие и маленькие, тихие и громкие, но у всех птиц есть и общее. Скажите мне, что же общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.)
Молодцы, дети, правильно!
Давайте поиграем с вами в игру “Что у кого есть”:
У человека дети, а у птицы - птенцы.
У человека нос, а у птицы - … (клюв).
У человека руки, а у птицы -. (крылья).
У человека дом, а у птицы -. (гнездо).
У животных шерсть, а у птиц - … (перья).
Воспитатель: Молодцы! А хотите еще поиграть? Вы закрываете глаза, я убираю картинку одно из птиц, а вы должны отгадать, какой птицы нет. Готовы? Тогда посмотрите ещё раз внимательно на картинки и закрывайте глаза.
(Игра продолжается, пока не закончатся картинки. )
Воспитатель: Вы такие молодцы! Так хорошо занимались, отвечали, играли. А вам понравилось? Напомните, пожалуйста, о ком мы разговаривали сегодня? (о перелетных птицах) Каких перелетных птиц вы запомнили? Как называется птичий домик? Что вам запомнилось? Повторите предложение «Скворец живёт в скворечнике». Молодцы! Давайте, попрощаемся с гостями.