Получи документы

Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»

Любовь Сидак
Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»

Бело-синяя зима в гости к сказке позвала

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

муниципального образования Каневской район.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

в старшей группе.

Образовательная область: «Познание»,

формирование целостной картины мира.

Тема: «Бело-синяя Зима в гости к сказке позвала…».

Воспитатель

Сидак Любовь Васильевна

МАДОУ детский сад №3,

2014г.

Публикация «Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе „Бело-синяя зима в гости к сказке позвала“» размещена в разделах

Программные задачи:

а) образовательные:

• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.

• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи : точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы.

• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

Познакомить с разными видами писем: те, которые можно читать, и которые можно послушать.

б) воспитательные:

• Воспитывать в детях умение любоваться красотой зимних пейзажей; гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.

• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.

в) развивающие:

• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.

Интеграция областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».

Материал:

- демонстрационный: мультимедийная установка, авторская презентация на тему «Сказочная Гжель» - 13 слайдов, мольберт с ватманом, аудиозапись с песнями «Зима-красавица» и «Зима - волшебница».

- раздаточный: синяя и белая гуашь, палитры, кисточки (толстая и тонкая, салфетки, банки с водой, вырезанные из белого картона кокошники.

Словарная работа:

активизировать в речи детей слова: гжель, мастера, роспись, фарфор; пополнять словарный запас детей словосочетаниями: белоснежная посуда, небесно-голубые узоры, широкие мазки, гжельские мастера.

Предварительная работа:

Чтение стихов о зиме, отгадывание загадок.

Познавательный рассказ воспитателя «Гжельские мастера».

Рассматривание гжельских изделий.

Рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.

Методы и приё мы: словесный, наглядный, информационно-рецептивный, практический.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное звуковое письмо. Это письмо не читают, а внимательно слушаают. Вы хотите его послушать?

Дети: Да!

Звучит письмо:

«Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сижу царица,

Белокожа, светлолица.

Как махну я рукавом

Всё покрою серебром.

К вам сегодня я приду,

Чудо сказку покажу».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это с вами сейчас разговаривал?

Дети: Зима!

Звучит аудиозапись песни «Зима-красавица»

В группу заходит Зима. (Её костюм украшен элементами гжельской росписи.)

Зима : Здравствуйте, ребята! Молодцы, отгадали мою загадку.

Правильно, я Снежная Зима! Мне очень хотелось попасть к вам в детский сад и вот, наконец, моя мечта сбылась. Наступило моё время года, и я смогла прийти к вам в гости. Ребята, а вы любите зиму?

Дети: Да!

Зима : А за что вы любите зиму?

Дети: Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика!

Зима : Правильно, ребята, зима приносит с собой веселье, радость и смех. А каким цветом становится мир вокруг?

Дети: Белым!

Зима : Да мир становится белоснежным! (слайд №1). Посмотрите, какая красота! Ребята, а какими ещё оттенками отражается снег?

Дети: Голубым, синим.

Зима : Правильно, синим и голубым. И сегодня, ребята, я хотела бы пригласить вас в моё любимое сине-голубое царство. Но для того чтобы в него попасть вам нужно отгадать загадку.

Сине – голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые

Каждый удивится!

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель).

Дети: Гжель!

Зима : Правильно, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать сказку об удивительном народном гжельском промысле.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды да стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, прямо, как мой снежок зимой, и решили лепить из неё посуду разную. (Слайд №2)

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Гжель – это всегда бело-синий цвет, яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!» Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. (Слайд №3, №4)

Людям так понравились изделия гжельских мастеров, что они уже хотели видеть росписи не только на посуде, но и на других предметах быта – часах, керамических статуэтках. (Слайд №5, №6).

Красота и нежность гжельского рисунка не могла оставить к нему равнодушной девушек-модниц и вскоре гжель уже украшала и предметы одежды. (Слайд №7, №8, №9) Посмотрите, мой наряд тоже украшен гжельским орнаментом.

Зима : Ребята, а на что похожи гжельские рисунки?

Дети: На снежинки. На морозные узоры на окнах. На зимний лес.

Зима : Вот видите, ребята, какая я волшебница, всё покрыла снегом и леса (слайд №10, и поля (слайд №11, и села (слайд №12). А Мороз – мой друг, помогает мне рисовать красивые узоры и сохранять, чтобы не растаяли. А еще мне помогают сохранить эту красоту гжельские мастера на своих изделиях. Ребята, а какие узоры гжели вы знаете?

Дети: Кружочки, точки, полосы, бордюры, капельки, мазки с тенью. Цветочек.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, действительно мазок – это родовая примета гжели. Каждый последующий мазок отличается от предыдущего. (воспитатель показывает выполнение элемента). Сначала на кисточку густо набирают краску, далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют.

Самое трудное в гжельской росписи – «это мазок с тенями». (воспитатель берёт кисточку и на мольберте показывает детям, как нужно выполнять данный элемент). Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится лёгким круговым разворотом, т. е. проворачивается вокруг черенка.

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик. В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего.

Также мазки дополняются и другими элементами, тонким кончиком кисточки стебель, усики-завитушки, прожилки на листиках или штриховку.

Физкультминутка.

Матрешки

Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз.

На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.

Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки. Хлопок по парте, повторить еще раз.

Зима : Ребята, вы, наверное, знаете, что мои лучшие подружки - снежинки?

Дети: Да!

Зима : Я бы хотела, чтобы вы для моих любимых подружек сделали подарочки. Им нужны новые кокошники для снежного танца (слайд №10, потому что их старые кокошники так засыпало снегом, что рисунка совсем не видно. Поможете, друзья?

Дети: Да!

Дети садятся за столы, на которых стоит синяя и белая краска, Зима раздаёт белые кокошники.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

(И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон»)

Наши синие цветы распустили лепестки

(Постепенное раскрытие пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(Шевеление пальцами)

Наши синие цветы закрывают лепестки,

(Снова закрыть пальцы в «бутон»)

Тихо засыпают, головой качают.

(«Бутон» тихо качается)

Дети приступают к рисованию, каждый изображает тот элемент, который больше всего нравится. Зима помогает тем детям, у которых возникают трудности.

После того, как дети закончили рисовать, Зима предлагает рассмотреть кокошники.

Зима : Какие красивые кокошники у вас получились, настоящие волшебные, сказочные. Можно и мне прокатиться в таком убранстве по зимнему лесу. Воспитатель : Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?

Дети: Гжельская!

Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовала Настя?

Дети: Мазки, точки, завитки.

Воспитатель: А, что нарисовал Артём?

Дети: Цветы, кружочки, сеточку!

Зима : Спасибо вам, ребята за эти чудесные подарки. Я обязательно передам их снежинкам, и в моём зимнем лесу они будут самыми красивыми. А сейчас я приглашаю вас всех в хоровод. (Звучит аудиозапись «Зима-волшебница»)

Зима : Ну, а теперь мне пора прощаться! До свиданья!

Дети: До свиданья!

Использованные источники:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. https://ru.wikipedia.org. Гжель. Адрес.

3. Селева Н. В. «Нежно-голубое чудо» (подготовительная группа). Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством. festival.1september.ru.

4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. / Сост. Штейле Н. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2006.

5. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. – Мозайка – Синтез». – 2000.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

7. Аудиозапись песен «Зима-красавица», «Зима-волшебница» - исполнитель Эвелина Лашук. Альбом «Радуга желаний» 2011г.

Публикации по теме:

Физкультурный праздник «Вот зима кругом бело» Физкультурный праздник «Вот зима, кругом бело» Цель: Приучать детей трансформировать движения в зависимости от образного задания. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группеКонспект интегрированного занятия по мотивам гжельской росписи с поэтапным показом воспитателем в старшей группе Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие; познание; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «В гости к троллям» по знакомству с Норвегией Конспект НОД «В гости к троллям» Воспитатель ГБДОУ № 67 Головешко С. А. Цель: Расширение представлений о традициях и обычаях в Норвегии.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Ой, зима, зима, зима» Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Ой зима, зима, зима» Подготовила воспитатель МАДОУ ДС№11 «Теремок» г. о. Кохма Масленникова.

Конспект НОД в старшей группе по мотивам гжельской росписи «Роспись чайной пары» Тема: «Роспись чайной пары». Задачи: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, красотой и своеобразием гжельской.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «В гости к сказке «У страха глаза велики» Цели: вырабатывать у детей учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого; расширять активный словарь детей; способствовать развитию связной.

Конспект занятия «Нас сказка в гости позвала»Конспект занятия «Нас сказка в гости позвала» Цель: научить детей любить сказки, различать добро и зло. Задачи: 1. Развитие мышления; 2. Развитие умений использовать свои знания на практике.

Педагогический проект по знакомству с гжельской росписью «Нежно-голубое чудо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики Педагогический проект «Нежно-голубое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»
Опубликовано: 27 октября 2017 в 21:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД