Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «В гости к сказке «У страха глаза велики»

Вера Цепляева
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «В гости к сказке «У страха глаза велики»

Цели: вырабатывать у детей учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого; расширять активный словарь детей; способствовать развитию связной речи - развивать умение драматизировать сказку; развивать творчество – сочинять концовку к сказке.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем мире, пополняя словарный запас, знакомить с новыми словами: колодец, колодезный журавль, коромысло, родник, напёрсток, русская печь;

Развивающие:

продолжать развивать фонематический слух: учить дифференцировать часто смешиваемые шипящий и свистящий звуки ч – ц, сходные по артикуляции и звучанию.

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, упражнять в составлении вопросов описательного характера, подводя к пониманию и умению составлять загадки.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку, драматизируя ее.

Развивать у детей креативность, способность к творческому рассказыванию.

Воспитывающие:

Развивать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми во время игр и во время драматизации сказки.

Ведущая область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическая культур

План.

1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «У страха глаза велики» с использованием ИКТ.

2. Знакомство с новыми словами: коромысло, наперсток, печка, колодец, колодезный журавль, родник с использованием ИКТ.

3. Зарядка для глаз.

4. Дидактическая игра «Скажи ласково» (упр. в подборе слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

5. Дидактическая игра «Угадай, какой звук в слове».

6. Дидактическая игра с мячом «Угадайте, какой предмет я задумала?»

7. Слушание сказки «У страха глаза велики» .

8. Дидактическая игра «Собери сказку из геометрических фигур» (мнемодорожка).

9. Инсценировка сказки детьми.

10. Придумывание новой концовки к сказке «У страха глаза велики».

Оборудование.

Интерактивная доска, подборка иллюстраций разных художников к сказке «У страха глаза велики»,иллюстрации с изображением коромысла, колодцев, наперстка, русской печи, родника.

Карточки с изображением коромысла, колодцев, наперстка, русской печи, родника (с другой стороны карточки маленький кружочек);

Мяч.

Геометрические фигуры: большой синий квадрат, большой красный треугольник, поменьше желтый овал, такого же размера белый ромб, зеленая трапеция и маленький серый круг, голубой прямоугольник.

Шапки-маски: мышке, курочке; бабке платочек; ведерки большие, поменьше, еще меньше и совсем маленькие; полянка, домик, колодец.

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель просит детей подойти к экрану, на котором иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

Воспитатель:

-Ребята, вы знакомы с героями этой сказки? Как она называется? Дети рассматривают иллюстрацию.

Основная часть.

Воспитатель:

-Обратите внимание на ведра у мышки. Они маленькие - с наперсточек. Показать фото наперстка, объяснить для чего он нужен. (палец-перст, перстень)

В ходе рассматривания воспитатель обращает внимание на русскую печь,

Показывает фото настоящей русской печи, объясняет ее назначение.

- Художник нарисовал героев этой сказки так, как он представил их себе. Но другие художники совсем по-другому представили персонажей этой же сказки. Давайте посмотрим, как по-разному видят эту сказку разные люди.

-На первой иллюстрации наши герои несут ведра в руках, а на этой картинке- на коромыслах.

Что такое коромысло? (показ фото). Как вы думаете,как легче нести воду: в руках или на плечах?

Дети пытаются объяснить.

Воспитатель:

- Коромысло – это изогнутая палка с крюками на концах. Для чего нужны крюки?

Сейчас такого предмета не встретишь, а раньше люди ходили за водой далеко - к колодцу или даже на речку, а еще в родник.

Столько много новых слов. Давайте поговорим о них. А откуда вообще мы берем воду? (из крана, речки, в море много воды,но она соленая)

-Глубоко, глубоко под толстым – толстым слоем земли течет вода, ручьи и даже реки. Если рыть яму глубокую-глубокую, то докапаешь до воды. Вставим в яму трубу, подсоединим насос и будем качать, вода поднимется по трубе наверх. А если без трубы, а просто обложить эту яму камнем, кирпичами или бревнышками, то получится колодец. А наверху над колодцем люди делают приспособление на цепях или длинных шестах (журавль, чтобы опустить ведро в воду, зачерпнуть и достать из колодца.

Показать фото колодцев.

Но не везде вода находится под землей так глубоко. Иногда вода выходит близко к поверхности земли и вытекает из нее ручейком или фонтанчиком, а иногда и целым водопадом. Люди оборудуют родники камешками, плитами, беседками и оберегают их. Показ фото.

Ребята, мы долго смотрели на экран, наши глаза устали, давайте сделаем зарядку для глаз.

(из методики Э. С. Аветисова)

Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть(5 р.,

(по методике Базарнова)

Посмотрели на точку вблизи, потом вдаль (5р.)

Воспитатель предлагает поиграть со словами и звуками.

-Ребята, послушайте песенку ветра: ц - с с с, ветер свистит в деревьях;

А теперь послушайте другой звук- ч, как ветер, т. е. воздух шипит из спущенного колеса: ч – ш ш ш ….

-Давайте мы с вами договоримся, если вы услышите звук ц, то помашете вверху руками, как будто ветер колышет деревья.

А если услышите звук ч, то помашете руками внизу, как будто воздух выходит из колеса. Воспитатель вперемешку произносит звуки, а дети показывают характерные движения. Сначала работает вся группа, затем упражнение выполняют только девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты, далее задание выполняют только мальчики.

Воспитатель раздает детям карточки с картинками, и просит назвать словом, что изображено (печка, родничок, заяц, внучка, цветок, колодец, чай-чашка, курочка, цапля, огурец). Дети определяют,какой звук в слове ч или ц.

- А теперь становитесь в круг, мы поиграем в игру с мячом, которая называется «Скажи ласково».

Воспитатель стоит в центре круга, бросает мяч ребенку и называет слово:

- родник

ребенок должен ответить: «родничок», (каблук - каблучок, колпак- колпачок, вода-водичка, наперсток-наперсточек, заяц- зайчонок, курица-курочка, кот-котенок-котеночек, внучка- внученька, яблоня-яблонька».

-А теперь отгадайте, какое слово, вернее какой предмет (объект, явление) я задумала? Вы можете задавать вопросы.

-Это живое существо?

-Это животное?

-Дикое животное?

-С рогами?

-На нем можно ездить?

-Большое, маленькое?

-Пятачок есть?

-Какие уши?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Что еще есть?

-Где находится (вверху, внизу, на стенке, на шкафу?

Что ест? (если животное).

Кто первым отгадает загадку, тот становится в центр круга вместо воспитателя и загадывает свое слово.

Воспитатель предлагает сесть на полянку и послушать сказку «У страха глаза велики».

После прослушивания воспитатель предлагает воссоздать последовательность сказки с помощью геометрических фигур, выложить мнемодорожку.

Большая синяя трапеция – бабушка, поменьше красный треугольник- внучка, еще меньше желтый круг- курочка, серый маленький овал- мышка, белый ромб- зайчик, большой зеленый прямоугольник – яблонька, среднего размера голубой квадрат- колодец.

Воспитатель предлагает сыграть сказку. Помогает детям распределить роли.

Выбирают героев: бабушку, внучку, курочку, мышку, зайчика,яблоньку, 4 ребенка озвучивают ветер, произнося 2е шипящий звук ч-шшш, 2е-свистящий звук ц-ссс. и звук воды, каждый свой:

Трех- плёх;

Трех- плех, трех -плех;

Трех-трех-трех, плех- плех- плех;

Трех- плех, трех- плех, трех- плех.

В конце воспитатель предлагает придумать новый конец к сказке. Наводящие вопросы:

-Что же случилось дальше с зайчиком? С мышкой? Может она побоялась здесь жить и ушла в лес?

-Кого она там встретила?

-За кого она приняла зайчика, может за кота?

-Зайчик успокоил ее? Как? Он объяснил

ей, чем отличаются зайцы от котов?

- Мышка скучала по своим друзьям?

- Что случилось потом?

- Ребята, а вы знаете, а ведь название сказки «У страха глаза велики»- это начало рус. нар. поговорки. Кто знает продолжение? («У страха глаза велики ….,чего нет и то видят».Как вы понимаете эту поговорку?

Воспитатель подводит к тому, что не надо бояться, нужно быть храбрыми.

Итог.

Воспитатель интересуется у детей, какая игра понравилась им больше, чем им понравилось заниматься.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи на тему: «В гости к сказке» (Вторая младшая группа) Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное.

«В гости к сказке». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во II младшей группе Тема: «В гости к сказке» Цель — моделирование сказки «Колобок» с использованием геометрических фигур. Задачи: 1. Учить детей эмоционально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гости к сказке» для средней группы Ход занятия: Орг. момент: Под музыку дети заходят в зал. Звучит сказочная музыка, воспитатель показывает детям корзину. Воспитатель: Ребята.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «У страха глаза велики» Программные задачи: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов,.

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Цель занятия:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Кто в гости к нам пришел?» Цель: знакомство со звуком и буквой «Р». Задачи: Развитие речи • Актуализация знаний о звуках Р-Рь и букве Р; • Выделение звука Р-Рь из.

Конспект занятия в старшей группе «В гости к сказке». Цель: создать положительный настрой и пробудить интерес к занятию, продолжить работу по дифференциации понятий «гласный звук – согласный.

Семинар-практикум для дошкольников ДОУ «Пересказ сказки «У страха глаза велики» Семинар-практикум для дошкольников ДОУ Место проведение: МОУ детский сад № 310 Дата проведения: 11.11.2016 г. Тема «Пересказ сказки «У страха.

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста «У страха глаза велики» Действующие лица: Ведущий Мужик Кот Лиса Медведь Волк Цель: Через народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и.

У страха глаза велики? О страхах родителей, впервые отдающих ребенка в детский сад. Считается, что возраст три года является оптимальным для оформления ребенка в детский сад. Адаптация ребенка к новому месту пребывания проходит.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «В гости к сказке «У страха глаза велики»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 14:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Развивающий коврик из фетра «Времена года»
Автор: Чекушкина Елена Михайловна, воспитатель в ДОУ. Предназначение: коврик предназначен для занятий с детьми в возрасте от 2, 5 до 4 лет. Назначение:...
Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной к школе групп «День смеха»
День смеха Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной к школе группе. Под весёлую музыку дети входят в зал и садятся на места. Ведущая: Мы...
Презентация для учащихся начальной школы «Книга — мой лучший друг»
Цель: - уточнить представление учащихся о значении книги для человека; - раскрыть значение книги как источника знаний и мудрости; - познакомить детей с...