Татьяна Холодова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №1 г. Обояни
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
по опытно-экспериментальной деятельности
на тему: «Волшебница вода»
Воспитатель: Холодова Т. И.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества.
2. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время экспериментирования.
2. Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды.
Демонстрационный материал: плакат «Круговорот воды», запись со звуком воды.
Раздаточный материал: стаканы с водой и молоком, розетка с сахаром, ложки, салфетки, фильтр, банка с грязной водой, термос с горячей водой, стекло, лед, розетки с чесноком, луком, лимоном.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседа о свойствах воды, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде, проведение опыта «Всем нужна вода», наблюдение за природными явлениями.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Предлагаю вам послушать музыку (звучит музыка с журчанием воды).
- Что вы слышите, ребята?
- Журчит, льется вода…
- Да, это звуки воды. Сегодня мы будем говорить о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
- Ребята, вы с этим согласны?
- Можно без воды прожить?
- Нет, нельзя!
- Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?
- Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям
- Правильно, а для чего нам нужна вода?
- Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;
- чтобы убираться;
- чтобы стирать;
- чтобы готовить еду;
- чтобы поливать растения…
- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
- Вода живет в море, океане, в реке, в кране.
- Как вы думаете, откуда берется вода в кране?
- По трубам течет.
- А как она попала в трубы? Давайте уточним.
- Вода, которая течет из крана, живет далеко от нас, под землей. Она может пробиваться из земли, и в этом месте образуется родник. К этим родникам подводят трубы, по которым вода поступает в наши дома. А сегодня мы поговорим о свойствах воды.
У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане – вода, в другом – молоко. Мы сейчас проделаем опыт и узнаем об одном из свойств воды. Возьмите ложку и положите в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.
В стакане с молоком ложка видна?
- Нет.
- А в стакане с водой?
- Да, видна.
- Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?
- Потому что вода прозрачная. Значит, мы узнали первое свойство воды – она прозрачная.
- Ребята, есть еще одно свойство воды. Вы знаете, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
-Да.
- Я сейчас проверю – дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, ч то это? (даю понюхать лук, а затем чеснок, апельсин, огурец, лимон).
- Вы все правильно угадали. Ребята, выньте ложку из стакана и положите. А теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?
- Нет.
- Значит, что можно сказать о воде?
- У воды нет запаха.
- Вот мы и узнали второе свойство воды, у нее нет запаха.
- Ребята, а конфеты вы любите?
- Да!
- А почему вы их любите?
- Потому что они вкусные, сладкие…
- А лимон какой на вкус?
- Кислый.
- Попробуйте воду, она сладкая?
- Нет.
- Кислая?
-Нет.
Соленая?
- Нет.
- Значит, что еще можно сказать о воде?
- У нее нет вкуса. Правильно, еще одно свойство воды – у нее нет ярко выраженного вкуса.
- У вас на столах есть розетки с сахаром, возьмите по одной ложке сахара и положите в стакан с водой. Видите вы сахар?
- Да.
- А теперь размешайте хорошо воду в стакане, что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- Вода может растворять. Значит еще одно свойство воды – она может растворять, например, сахар, соль, соду и другое. Мы с вами хорошо потрудились, провели опыты, а теперь пора отдохнуть. Давайте поиграем, выходите ко мне.
Я знаю волшебное заклинание:
Ну-ка, тучка, лей, лей,
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся
От души повеселятся.
- Я тучка-мама, а вы капельки – дети, идите сюда ко мне. (Звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла и попала в море. Поплавали в море и решили вернуться к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке. Музыка стихла, дети остановились).
- Хотите что-то узнать еще интересное о воде? Давайте, ребята, пройдем на свои места (слышится стук в дверь).
- Ребята, к нам кто-то пришел в гости (входит Водяной).
Водяной: - Здравствуйте, люди добрые! Я – Водяной, житель водоемов.
- Что привело тебя, Водяной, к нам, в детский сад?
Водяной: - Ой, беда, беда, беда,
Всюду грязная вода.
Что мне делать – помогите,
Жителей моих спасите:
Рыбы гибнут там и тут,
Чистых вод уж не найдут.
Плавники у них слепились,
Как им плавать? Скажи на милость.
Люди мусорят опять.
Рыбам нечем уж дышать,
И один я не справляюсь,
Я слезами обливаюсь,
Я ночей уже не сплю
Как очистить воду всю?
К вам ведет меня дорога,
Знать мне будет здесь подмога!
- Ребята, Водяной расстроен, вы можете ему помочь?
- Да.
- Водяной, чем же мы можем тебе помочь?
Водяной достает банку с грязной водой: Посмотрите, ребята, какая грязная вода, такую воду можно пить?
- Нет, нельзя. Вы знаете, сейчас много грязной воды: люди бросают мусор в реки, в ручейки, моря, и от этого она загрязняется. Но эта банка не простая, она волшебная и если вода очистится в банке, то она станет чистой везде. А чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: очищать воду должны вы все, один человек с этим не справится.
Ребята, вы хотите помочь Водяному очистить воду?
- Да.
-Тогда идите сюда, к этому столу (подходят к столу, где стоят стаканы на каждого ребенка, воронка с фильтром. Разливаю всю грязную воду по стаканам, вставляю в банку воронку с фильтром, и первая показываю, как очищать воду, а затем дети повторяют за мной все по очереди).
- Водяной, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравится?
Водяной: Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле. Ребята, посмотрите, что у меня еще есть (высыпает лед, что это? Из чего получился лед? Вода жидкая, но у нее есть такое свойство 0 при охлаждении вода становится твердой, как камень.
Водяной: Посмотрите, вот он лед, твердый, как камень, холодный, но когда лед тает, то превращается опят в жидкость. Лед – это замерзшая вода. При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой, виден пар). Вы видите пар?
- Да.
Водяной: Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды, показывает детям). Увидели, что пар – это тоже вода?
- Вы теперь знаете, ребята, что вода бывает… какой?
- Жидкой!
- А если ее заморозить, во что превращается вода?
- В лед!
- А при нагревании?
- В пар!
Водяной: Молодцы, ребята! Мне пора уходить.
- Водяной, ребята хотят с тобой поиграть в игру «Водяной».
Водяной: Я согласен, я люблю играть, шутить.
Проводится игра.
Водяной: Спасибо, ребята, повеселили вы меня. А теперь пора мне уходить. Жду вас летом к себе в гости. Приходите купаться, набрать воды из родника. Теперь вода везде чистая, потому что вы мне помогли ее очистить!
- Спасибо тебе, Водяной, ребята с удовольствием придут к тебе купаться, и не будут загрязнять водоемы. Правда, ребята?
- Ребята, понравилось вам проводить опыты?
- А о каких свойствах воды вы узнали?
- Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет ярко выраженного вкуса. Вода может растворять, может превратиться в пар, в лед. Какие волшебные превращения с водой показал вам Водяной?
- Молодцы, ребята. Вода нам очень нужна, ее нужно беречь и не загрязнять.