Юлия Антонова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
▼ Скачать + Заказать документы
по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Тайны снега»
Задачи:
Образовательные:
1. Помочь ребёнку понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойства снега от температуры воздуха, объясняя причины и результаты.
2. Расширять представления детей о свойствах снега;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
2. Развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;
3. Развивать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;
2. Воспитывать у детей интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа:
лаборатория, опыты, эксперимент, снегопад.
Материалы и оборудование: 2 бутылки с теплой водой, ведерки с лопатками, лупы, бумага бархатная черного цвета, 4 термоса, тарелочки, мольберт, сюжетные картинки «Зима», столы, игрушка Незнайка; ведерко с песком, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой дома в группе и с родителями.
Ход занятия:
В: Ребята, у нас сегодня будет необычная прогулка. Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д: лаборатория.
В: В лабораторию мы отправимся не одни, к нам пришел гость. Отгадайте загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
В: Кто это?
Д: Незнайка.
Н: Здравствуйте ребята! Куда вы направляетесь? Белые халаты одели? В больницу?
В: Незнайка мы идем с ребятами в лабораторию проводить опыты со снегом.
Н: А я ничего про снег не знаю, можно мне с вами?
Д: Да, конечно.
( По дороге на площадку мы с ребятами вспоминаем правила поведения: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно как настоящие ученые).
В: Ребята, я предлагаю, Вам послушать загадку и сказать о каком времени года говорится в этой загадке:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
В: Ребята а чем вам нравится зима?
Д: Зимой можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.
В: Молодцы, ребята. А о каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а. (лед)
В: Ребята приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:
Опыт 1. Почему снег легкий?
Ход:
В: Для этого опыта, я приготовила для Вас ведерки с лопатками. Я прошу набрать в ведерки снег. Ребята, Вам не тяжело? В чём же дело?
Д: Ведёрки со снегом лёгкие.
В: Ребята попробуйте поднять ведерко с песком. Какое оно?
Д: Тяжёлое.
В: Как Вы думаете, почему снег такой легкий?
Д: Ответы детей.
В: Ребята предлагаю вам рассмотреть хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Что Вы наблюдаете?
Видите, что отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. А если мы сделаем комок из снега, то он станет каким? И в нем окажется чего меньше?
Д: тяжелым, воздуха.
Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.
В: Молодцы предлагаю перейти ко второму опыту, который называется:
Опыт №2. Снег сохраняет тепло?
Ход:
В: Ребята, Вы уже знаете, что зимой все деревья и кустарники укрыты снегом. Как Вы думаете для чего? А как Вы думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?
Д: Нет.
В: А почему?
Дети: рассуждения детей.
В: Затрудняетесь ответить? Ребята, в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.
Это мы сейчас с вами проверим. Перед прогулкой я налила в две одинаковые бутылки тёплую воду и закрыла их. Потрогайте вода в них тёплая. Сейчас мы с вами одну из бутылок поставим на открытое место, другую закапаем в снег, не прихлопывая его. Но для того чтобы проверить, что произошло с нашей водой, нужно время.
Приглашаю вас немного поиграть. В конце динамической паузы обе бутылки поставим рядом и сравним, в какой вода остыла больше.
Динамическое упражнение:
«На дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети
Руки, руки подтирают (потирают руки)
Руки, руки согревают
Чтоб не зябли наши руки
Мы похлопаем в ладоши.
Вот как хлопать мы умеем
Вот как руки мы согреем. (хлопают в ладоши)
В: Молодцы, ребята. Отдохнули немного, посмотрим, что с нашими бутылочками с водой стало?
Д: рассуждения детей.
Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Опыт №3. Как образуется иней?
Ход.
В: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой. Сейчас я открою их и мы видим что из них идет пар. Нам с вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?
Д: Пар превращается в капельки воды.
В: Сейчас эту запотевшую тарелку ставим на стол и видим?
Д: на ней образование инея.
В: Да на тарелках появился иней.
Вывод: Наш пар при охлаждении превратился в воду, а затем вода застывает и превращается в тончайшие кристаллы льда, т. е. в иней.
В: Молодцы ребята. Вы все сегодня отлично поработали и справились со всеми опытами. А кому какой опыт понравился больше?
Д: Ответы детей.
Н: Мне тоже у вас с гостях очень понравилось я столько нового узнал о снеге.
В: Незнайка ребята дома вместе с родителями для нашего дерева «Дружбы» сделали цветные льдинки давайте его украсим.
Н: Очень красиво получилось. До свидание ребята буду ждать новой встречи. У вас всегда так интересно.