Татьяна Волкова
Конспект НОД «От слова к звуку» по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Викторина «От слова к звуку»
Цель: закрепление пройденного материала
Задачи:
• развивать слуховое внимание
• упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.
• закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки
• упражнять в определении первого звука в слове
• закреплять умения читать стихи выразительно, пользоваться естественными логическими паузами, передавая свое отношение к окружающему
• развивать графические навыки (штриховка шаров)
Публикация «Конспект НОД „От слова к звуку“ по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты воздушных шаров, рабочие тетради Е. В. Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»
Ход НОД:
- Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнаём, какие существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.
Есть сладкое слово – конфета, Есть слово упрямое – цель,
Есть быстрое слово ракета, Есть слово колючее – ель,
Есть кислое слово - лимон, Есть книжное слово – страница,
Есть слово с окошком – вагон, Есть слово лесное – синица,
Есть слово колючее - Ежик, Есть слово пушистое – снег,
Есть слово промокшее – дождик, Есть слово веселое – смех.
- Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)
1 задание: «Доскажи словечко»
- Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Подготовлен самолет,
Он отправиться в … (полет)
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его… (боюсь)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б на встречу ни проплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Доски на гору везем,
Будем строить новый… (дом)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под… (крана)
- Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.
2 задание «Подбери похожее слово»
- Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.
Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)
Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п
- Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.
3 задание. «Дойди до Слыша»
- Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)
- А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова. Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)
- Никита, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)
- Вот мы и дошагали до 3 ступеньки
4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)
- Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове
- Женя, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)
Дети выполняют задание.
- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.
5 задание «Выдели звук»
- Слыш знает, что вы учили много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)
- Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе к вершине знаний.
6 задание. «Разноцветные шары»
- Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета. Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)
Итог НОД
- Вот и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи)
- Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно – то синие шарики.
Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные шары.
- Слыш еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам медальки.