Наталья Юшкина
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Таинственные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,», «Физическое развитие"
Задачи:
Познавательное развитие :
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Таинственные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
5. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
6. Стимулировать развитие мыслительных способностей.
Речевое развитие :
1. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей:
4. Воспитывать культурное общение
Социально-коммуникативное развитие :
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Развивать стремление радовать старших своими достижениями.
3. Воспитывать интерес к занятиям математики.
4. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Физическое развитие :
1. Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями.
Художественно-эстетическое развитие :
1. Развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
2. Формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками.
Предварительная работа: изготовление кораблика с парусом из бросового материала, проведение игры «Раздувайтесь, паруса», разучивание игры «Парашют», пускание мыльных пузырей на прогулке, изготовление вертушек.
Оборудование и материалы: на каждого ребенка-мини-лаборатория с набором необходимого инструментария (коктельные трубочки, надувные шарики по количеству детей,бутылка, стакан с кипяченой водой, стакан-непроливашка, мячи по количеству детей, один из которых надутый, полиэтиленовые прозрачные пакеты на каждого ребенка, мольберт с набором карточек, песочные часы,2 таза с водой, мольберт, слайды, конверты с набором картинок по теме «Где люди используют воздух» на каждого
ребенка.
Ход НОД:
Дети заходят в группу парами поют песню" Вот мы в автобусе сидим"
Создание проблемной ситуации.
(в группе большая корзина с мячами)
Педагог: Ребята, посмотрите в корзине мячи, хотите поиграть с ними? Играть будем так. Читаем стихотворение С. Я Маршака и отбиваем мяч об пол.
Педагог вместе с детьми отбивает мяч от пола и читает стихотворение.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь…
Мяч педагога высоко прыгает потому что надут, у детей мячи сдуты,
они не скачут.
Педагог: Ребята, почему мой мяч высоко прыгает, а ваши нет.
Дети: Они сдутые, а ваш надутый.
Педагог: А что нужно сделать, чтобы мячик стал круглым и упругим?
Дети: надо его надуть.
Педагог: Что находится внутри надутого мяча, что делает его упругим?
Дети: (предполагаемые ответы детей) ничего, воздух.
Педагог: Внутри мяча воздух. А как вы думаете в комнате есть воздух. (Нет, есть) Предлагаю проверить. Подойдите к столу и возьми пакет.
Опыт 1."Поймай воздух»
Педагог: Какие пакеты?
Дети: пустые.
Педагог: Давайте вместе наполним пакеты.
(По показу дети ловят пакетами воздух, зажимают отверстие).
Педагог: Какие стали пакеты?
Дети: упругие, надутые, полные.
Педагог: Чем наполнились пакеты?
Дети: пакет наполнился воздухом.
Педагог: Ребята, а можно ли наполнить также пакеты в групповой комнате, на улице, дома.
Делают вывод: Воздух есть везде - он вокруг нас.
Педагог: Значит, воздух можно увидеть?
Дети: Нет, он невидимый
(педагог предлагает детям выбрать соответствующую карточку и поместить ее на мольберт).
Педагог: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха – он невидимый.
- А сейчас, ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Дети выставляют подходящую карточку.
Второй секрет воздуха – он не имеет запаха.
Педагог: Давайте полижем воздух. Он имеет вкус?
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
(дети выставляют подходящую карточку)
Педагог: Сейчас, представьте, что вы ученые. А вы знаете кто такие ученые. Ученые изучают разные явления, делают открытия, проводят разные опыты и эксперименты. Работают они в лаборатория. Работают они в лабораториях. Представьте что вы ученые, представили, прошу ученых пройти в лабораторию. Мы с вами узнали, что воздух вокруг нас. А внутри человека есть воздух. Проведем опыт и узнаем.
Опыт № 2
Педагог: Ребята, возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля.
Педагог: Давайте подуем через соломинку.
Педагог: Что мы увидели в стакане? Как в воде образовались пузырьки?
Дети: Это пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем (дети выставляют подходящую карточку).
Опыт № 3
Педагог: Возьмите шарик и попробуйте его надуть. Почему шарик стал круглым (он наполнился воздухом, который мы вдыхали в шарик)
Делаем вывод: Внутри человека есть воздух.
Следующий секрет - воздух находится внутри человека.
Опыт №4.
Педагог: Давайте попробуем не дышать, кто сколько сможет.
Делаем глубокий вдох, зажимаем нос пальцами и смотрим на песочные часы. Через несколько секунд педагог выдыхает: «Выдыхаем, ребята, невозможно больше терпеть».
Значит, для чего, прежде всего, нужен воздух?
Дети: Воздух необходим для дыхания.
Опыт № 5.
(На столе 2 таза с водой и два шарика один сдутый другой надутый.)
Педагог: Как вы думаете какой шарик утонет быстрее красный или зелёный. Давайте проверим. Как проверить?
Дети: Опустить в воду. Один тонет, другой нет.
Педагог: Почему сдутый шарик утонул. а надутый нет.
Дети: В надутом шарике воздух, а воздух легче чем вода.
Делают вывод: Еще один секрет воздуха- воздух легче воды.
Опыт №6
Педагог: Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Какой шарик легче зеленый или желтый?
Дети: Шарики одинаковые по весу.
Педагог: Что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом.
Дети: высказывают свои версии.
(педагог протыкает иголкой один шарик, он лопается и конец палки к которой он был привязан опускается вниз)
Педагог: Почему зеленый шарик стал тяжелее?
Дети: Из шарика вышел воздух, и он стал тяжелее, и конец палки, к которому он привязан, опустился вниз.
Делают вывод: Предметы наполненные воздухом легче, чем предметы без воздуха.
Опыт №7
Проверим какой воздух легче теплый или холодный.
Поставим открытую пластиковую бутылку в холодильник на некоторое время. Достанем бутылку и натянем на неё шарик и поставим в миску с горячей водой. Воздуху стало жарко и тесно. Он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик. поэтому шарик надувается.
Вывод: тёплый воздух легче чем холодный.
Педагог: Давайте вспомним, где люди используют воздух? Я вам сейчас помогу. Посмотрите на эти картинки-слайды «Как человек использует воздух» (парашют и воздушный шар, нарукавники и плавательные круги, надувные матрасы и т. д. - все для плавания, доски для серфинга, парусник, фен).
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками и создать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами были настоящими исследователями, какие секреты воздуха вы узнали