Городжа Ольга Валерьевна
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «Волшебная комната»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО»
Конспект НОД
с элементами ТРИЗ
«Волшебная комната»
Воспитатель:
Городжа Ольга Валерьевна
г. Джанкой 2015 год
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ „Волшебная комната“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: Познакомить детей со структурой составления загадки при помощи схемы. Задачи: Образовательные: учить детей согласовывать существительное с прилагательным, подбирать к существительному глаголы и к прилагательному существительное. Развивающие : развивать активный словарь во время рассматривания объектов окружения, умение ориентироваться в пространстве, сосредотачивать внимание на мелких деталях предмета, использовать в речи обобщающие слова. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы из 3 -4 предложений с помощью схем, развивать мышление и логику во время использований предметов заменителей (геометрические фигуры- герои). Продолжать работу по звукопроизношению во время проговаривания текстов физминуток и пальчиковых гимнастик, чётко произносить звуки родного языка. Воспитательная: воспитывать дружелюбие, доброжелательность, желание нести добро и радость другим людям. Предварительная работа: составление коротких рассказов по схемам, выделение мелких деталей на крупных предметах. Материалы и оборудование: 3 цветные ткани и 3 коробки, картинки с живыми и не живыми предметами, волшебные талисманы по количеству детей, воздушные шары со знаками, звёзды и подзорные трубы по количеству детей, машина и пирамида, геометрические фигуры и схемы, часики по количеству детей. Современные образовательные техники: ИКТ, магнитофон. Литература: книги С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» «Мир загадок»,Г. С. Альтшуллер «Творчество как точная наука».
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Как вас много и у каждого есть красивое имя, которое написано на бейджике. (Воспитатель читает вслух имена детей). У меня тоже есть бейджик и на нём написано моё имя – Ольга Валерьевна. Вот мы и познакомились. Скажите, а вы любите путешествовать? Я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие – в волшебный лес. В этом лесу есть необычная волшебная комната, где собираются отдохнуть все волшебники. Для того чтобы туда попасть необходимо сделать простое, маленькое чудо. Пройтись по дорожке и коснуться рукой той картинки, на которой изображены не живые предметы. Молодцы, вы честно заслужили волшебные талисманы, которые будут оберегать вас во время всего нашего путешествия. Это серебристые кристаллы из горного хрусталя, на которых свой след оставила Волшебница Вода. (Дети одевают кристаллы). Ну вот, в добрый путь! Физминутка: «Мы шагаем» дети идут по кругу и подходят к столам с шарами.
А вот и двери в волшебную комнату. Но прежде, чем войдём в комнату, нужно запомнить правила поведения в волшебной комнате. Они изображены на шарах: «рука»-ничего нельзя трогать без разрешения взрослого; «рупор»-нельзя громко говорить и перебивать другого человека; «ухо»- внимательно слушать задания. Эти знаки всегда будут на виду и будут нам напоминать, если вдруг мы забудем. Вы готовы соблюдать эти правила? Тогда аккуратно заходите в комнату и размещайтесь на синем ковре. Нас много, и чтобы не нарушали правила волшебной комнаты, я предлагаю вам выбрать себе звёздочку и встать возле неё. В течении всего нашего путешествия звёздочку можно менять. Давайте посмотрим, что есть в комнате. (Дети перечисляют увиденные предметы). Давайте откроем вот эту красивую накидку. (Называю по имени ребёнка, кто открывает). Но сначала скажи, какие предметы или объекты могут быть такого цвета? (если ребёнок затрудняется, то ему помогают дети). Ну, а теперь неси то, что под накидкой. Что это? (коробка) Она тяжёлая? В ней что-нибудь лежит? Как ты догадался? Ну, давай откроем. Смотрите, здесь лежат подзорные трубы. А для чего нужна подзорная труба? (ответы детей).
Но у нас комната не большая, поэтому мы будем смотреть не вдаль, а стараться рассмотреть мелкие предметы на больших предметах. Возьмите подзорную трубу, закройте один глаз, а к другому приставьте трубу. Все готовы, тогда найдите мне в комнате машину? А теперь скажите, что лежит между колёс машины? (круг с изображением солнца). Замечательно, теперь найдите большую пирамидку. Все смотрят на пирамидку? Скажите, что изображено на жёлтом кольце пирамидки? (картинка зайчика). Какие вы глазастые и внимательные, увидели даже такие мелкие детали! Давайте соберём наши трубы обратно в коробку. Вы не устали. Ой, что-то скребётся. Комната необычная, может здесь кто-то есть. Давайте покажем, что мы никого не боимся. Пальчиковая гимнастика: «Эй, хвостатый…» Ну вот наш трусишка убежал, и мы можем немного расслабиться. Садитесь каждый на свою звёздочку. (Воспитатель вызывает следующего ребёнка по имени). Ну, теперь какую накидку мы откроем? И снова коробка. Какого цвета на ней рисунки? Что или кто изображён? Что могут делать эти предметы? Молодцы! Открываем коробку. Что лежит в коробке, назовите одним словом? (геометрические фигуры). Это не просто фигуры, это заколдованные звери: круг -это медведь, треугольник- это птичка, прямоугольник - лиса, квадрат- ёжик, овал- зайчик. Но тут ещё лежит схема. Давайте попробуем разобраться. Мы говорили, что треугольник- это птичка, а квадрат это ёжик. Значит, рассказ будет про птичку и ёжика. Что они делают на схеме? (держаться за руки). Значит, как их можно назвать одним словом? (друзья). На следующей схеме, что они делают? (идут по дорожке или тропинке). А куда они могут пойти? Вот шли наши друзья, шли, и что говорит следующая схема? (они увидели кого-то под ёлкой- зайчика). А о чём говорит эта схема? (ёжик и птичка обрадовались новому другу). И чем заканчивается наша история? (Звери все вместе пошли домой). Кто из детей хочет сам рассказать этот рассказ? Мы будем все вместе помогать. Какие вы молодцы! Легко разобрались со сложной схемой. Давайте закроем коробку и поставим её на своё место. Что-то мы с вами засиделись. А в этой комнате есть музыка. Вот стоит магнитофон. Зверюшки для вас приготовили весёлую зарядку. Становитесь на звёздочки, внимательно слушайте слова и повторяйте за мной движения.
Физминутка: «Лесная зарядка»
Замечательная зарядка и глазки ваши заблестели. А у нас в комнате осталась одна накидка, которую мы не открывали. Какого она цвета? Какие оттенки этого цвета вы знаете? Садитесь на звёздочки, будем открывать коробку (Воспитатель вызывает ещё одного ребёнка). Ой, да в коробке кто-то живёт. Кто это? Как их можно назвать одним словом? (насекомые). Что же нам с ними делать? А давайте про одного из них составим загадку. А поможет нам вот эта схема. Про кого будет загадка. Впервой колонке мы расскажем, какой кузнечик, а во второй, на какие предметы или объекты он может быть похож. Давайте попробуем. Какой кузнечик (зелёный – по признаку цвета, быстрый по признаку скорости, имеет длинные лапки – по признаку части тела). Ну, а теперь на что похожи наши признаки. Кузнечик зелёный как огурец, быстрый как ракета, имеет длинные лапки как у зайчика. Кто это? Кузнечик. Да у вас просто талант составлять загадки. Какая замечательная волшебная комната. Но нужно возвращаться домой. Чтобы выйти из комнаты необходимо сделать волшебный ритуал. Слушаем внимательно и повторяем.
Волшебный ритуал «Повернись…» Покрутитесь (вокруг себя, повернитесь (повороты в стороны) и друг другу улыбнитесь! Поклонитесь, поклонитесь (кланяются друг другу) и конечно обнимитесь! Молодцы можно выходить из комнаты. Вам понравилось? Что было самым интересным? А у меня для вас есть подарок. Вы сегодня были замечательной, дружной командой. И я хочу подарить вам волшебные талисманы – часы! На этих часах написано – «Волшебники добра». Теперь вы все добрые волшебники и понесёте это добро к своим друзьям и близким.
До новых встреч!