Елена Хазипова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам. Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
Цель: Развитие фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять навыки различения на слух звуков [Л] – [Л’] в изолированном виде, в слогах, словах, стихах и правильного употребления их в речи.
• Закреплять кинестетический образ звуков [Л], [Л’] (ощущения положения органов артикуляции).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по сказкам, Дифференциация звуков [Л] и [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова «ИВАН» : умение детей определять количество, последовательность звуков в слове, умение различать согласные и гласные звуки.
• Расширять и уточнять словарный запас по теме «Цветы».
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
• Развивать мелкую моторику.
• Формировать у детей самоконтроль за речью.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
• Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания совершать добрые дела.
• Способствовать повышению самооценки и формированию уверенности в себе.
Оборудование: запись музыки «В гостях у сказки», аудиозапись, ларец, предметные картинки из серии «Цветы», магнитная доска, карточки-схемы, цветные магниты (синего, зеленого и красного цветов, атрибуты сказочных героев : красная шапочка, корзинка, меч-кладенец, платок, шапочка волка, песочные часы, карточки-штриховки.
Подготовка:
Постановка звуков [Л] и [Л’].
Отработка у детей правильной артикуляции звука [Л], [Л’], знакомство с характеристикой звуков.
Формирование понятий «согласный», «звонкий», «твердый», «мягкий» звук.
Предполагаемый результат:
Чёткое произнесение детьми звуков [Л], [Л’] как изолированно, так и в слогах, словах и стихах.
Правильное различение на слух звуков [Л] – [Л’] в изолированном виде, в слогах, словах, стихах.
Формирование у детей самоконтроля за речью.
На протяжении всего занятия у дошкольников проявляется интерес к выполнению игровых заданий.
Ход занятия.
Организационный момент.
Под музыку в зал заходят дети. Играет музыка «В гостях у сказки». Логопед и дети останавливаются в центре зала. Встают боком к гостям.
Логопед: Ребята, вы готовы?
Дети: Да.
Логопед зачитывает стих:
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы, чтобы, чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Логопед: А вы любите сказки?
Дети: Да.
Логопед: Расскажите о любимых сказках.
Дети отвечают.
Логопед: Да, в сказке можно покататься на луне и по радуге промчаться на коне. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам и повстречаемся там с любимыми сказочными героями. Чтобы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. В этом нам поможет «волшебное зеркало». Подходите!
Дети подходят к зеркалу. Ритуал «входа» в сказку.
Логопед: Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова» :
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в сказку»
Звучит сказочная музыка. Свет гаснет и снова загорается.
Логопед: Вот мы с вами и в сказке.
Вот, друзья, волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Раздается голос Бабы-Яги (аудиозапись) :
Баба-Яга: Чую-чую, русским духом запахло! В сказку собрались? Узнали меня?. Да, я Баба-Яга. А вы кого ждали? Со сказочными героями захотели встретится. Не видать вам их, как своих ушей. Заколдовала всех, да так хитро, что не просто их будет расколдовать. Звуки [Л], [Л’] надо правильно произносить. А вы не умеете. Ха-ха-ха!
Запись заканчивается.
Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Да, Баба-Яга.
Логопед: Да, сколько трудностей нам уготовила Баба-Яга, заколдовала всех героев. Может быть, нам обратно вернуться?
Дети: Нет.
Логопед: Продолжим наше путешествие? А как будем героев расколдовывать? Что для это нужно уметь?
Дети: Уметь правильно произносить звуки [Л] и [Л’].
Логопед: Да, путешествие наше будет совсем не простым. Надо хорошо подготовиться к преодолению препятствий. Сначала разомнем язычок. Поворачивайтесь к зеркалу.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Логопед:
Шалунишка – язычок
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся
А потом пошел гулять
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
Логопед: Давайте вспомним, что делают наши зубы, губы, язык, когда мы произносим звук [Л], звук [Л’]?
Дети отвечают.
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык: поднят за верхние зубы, кончик прижат.
Воздушная струя: идет через боковые края языка.
Голосовые связки: работают.
Логопед: Что еще мы можем сказать про эти звуки?
(Что вы можете сказать о звуке [Л]?
- твердый.
(Что вы можете сказать о звуке [Л’]?
- мягкий).
Дети: Звук [Л] – твердый, а звук [Л’] – мягкий.
Логопед: Давайте вместе проговорим и послушаем, как по-разному звучат звуки [Л] и [Л’] : [Л] - [Л’].
Дети хором проговаривают звуки [Л] - [Л’] сначала медленно, затем быстро, тихо, громко.
Логопед: Молодцы! Я думаю, вы готовы к путешествию.
Нам пора идти вперёд,
Впереди нас сказка ждёт.
От зеркала дети идут за логопедом, подходят к столу.
Логопед: Посмотрите, что это стоит? (Ларец). Ох, ребята, наверное, не простой ларец, а волшебный. Давайте его откроем.
Дети пытаются открыть, но видят, на ларце висит замок.
Логопед: Я знаю волшебные заклинания. Тимур, тебе надо сказать весело :
ЛЯ-ЛА- ЛА
Милана скажет грустно:
ЛО -ЛЁ-ЛО
Михей удивленно:
ПЛА-ПЛЁ-ПЛЮ
Лариса вопросительно:
ШЛА-ШЛО-ШЛЮ
Логопед: Ну-ка, ларец, покажи нам, что там у тебя внутри…Сколько здесь интересных вещей! Скажите что это? (достает корзинку, а в ней лежит красная шапочка).
Дети: Это вещи Красной Шапочки.
Логопед: Ребята, оказывается Красная Шапочка заблудилась в лесу на большой поляне, где росло много красивых, сказочных цветов. Не пускает ее Баба-Яга дальше, пока Шапочка не соберет все цветы со звуком [Л’] в названии. Давайте поможем ей. Подойдите к цветочной поляне, сначала назовите все цветы, которые здесь растут.
Дети подходят к фланелеграф, встают полукругом, называют все цветы на поляне. Логопед знакомит с названиями цветов, которые еще не известны детям. Ларец остается в руках у логопеда.
Логопед: Положите в корзинку цветы со звуком [Л’] в названии.
Дети срывают цветок, проговаривают его название, выделяя голосом звук [Л’]. Корзина наполнилась.
Логопед: Молодцы, сколько красивых цветов со звуком [Л’] лежит в этой корзине.
Гаснет свет.
Логопед: Ребята, что же случилось? По-моему сейчас произойдет волшебство. Скорее закрывайте глазки.
Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает красную шапочку на Ларису В., отдает ей корзину с цветами. Зажигается свет. Звучит запись песни «Если долго-долго», Красная Шапочка оббегает зал по кругу, останавливается лицом к гостям и читает стихотворение.
Красная Шапочка:
Я добра, и весела,
И собой пригожа,
И, хотя еще мала,
На взрослую похожа.
Матушка гордится мной
И души не чает.
Ну а бабушка по мне
Что ни день - скучает.
Логопед: Расколдовали вы Красную Шапочку. 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Ларису превратись.
Нам пора идти вперёд,
Сказка новая нас ждёт.
Дети подходят к логопеду, из ларца педагог достает следующий атрибут сказочного героя – меч-кладенец.
Логопед: Чей это меч?
Дети: Ивана-царевича.
Логопед: Заточила Баба-Яга Ивана-Царевича в темницу за крепкими замками. Чтобы узнать, сколько замков на воротах, надо сесть и сосчитать количество звуков в имени «ИВАН» : три, четыре или пять.
Дети садятся на стулья перед доской. На доске три звуковые схемы. Дети находят подходящую схему.
Дети: Четыре. И, В, А, Н.
Логопед: Молодцы! Теперь надо открыть все четыре замка. Помогут нам цветные ключики. Каким ключом откроем первый замок?
Дети: Красным ключом, потому что звук [И] - гласный.
Второй – синим, потому что звук [В] – согласный.
Третий замок – красным, потому что звук [А] – гласный.
Четвертый – синим, потому что звук [Н] – согласный.
В слове «Иван» - четыре звука, два гласных и два согласных.
Свет гаснет.
Логопед: По-моему сейчас опять произойдет волшебство. Скорее закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Тимура М. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Царевич выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.
Иван-Царевич:
Я - Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Мне мою невесту
Серый волк достал.
Логопед: И Царевичу вы помогли. 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Тимура превратись.
Дети подходят к логопеду, из ларца педагог достает следующий атрибут.
Логопед: Да, Баба-Яга оказалась хитра, спрятала она в лесной чаще этого героя. Закрасьте детали с точками и узнаете, кого прячет от нас Баба-Яга.
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Дети: Волка.
Логопед: Скорее закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Михея Д. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Волк выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.
Волк:
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.
Логопед: 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Михея превратись.
Посмотрите, ребята, еще одна вещь лежит в ларце. Это платок – Царевны Несмеяны.
Логопед: Ребята, давайте расколдуем Царевну ласковыми, теплыми словами.
Дети зовут. Свет гаснет. Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Настю Ш. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Несмеяна выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.
Царевна Несмеяна:
В комнате одна сижу,
Всё тоскую и грущу.
Плачет.
Логопед: Как нам развеселить Царевну?
Дети: Прочитаем стих-шутку.
Дети встают лицом к Царевне и по очереди читают стихотворение-шутку:
Лариса В. : Галка.
Задумала галка
Иголку купить,
Чтоб голым галчатам
Штанишек пошить.
Михей Д. :
Иголку и лучшего
Желтого шелку
Купила
И тут же уселась на елку,
Тимур М. :
Очки нацепила,
Иголку схватила,
И шила, и шила…
Летела сорока
И вниз поглядела:
Лариса В. :
- Эй, галка!
Ты нитку в иголку не вдела!
Царевна Несмеяна:
Вы меня развеселили.
Впредь не буду я грустить!
Чтоб меня не позабыли –
Я хочу вас угостить.
Царевна Несмеяна отдает угощенья.
Логопед:
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Подойдите к волшебному зеркалу, оно поможет нам вернуться обратно в детский сад.
Дети подходят к зеркалу. Ритуал «выхода» из сказки :
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад»
Свет гаснет и снова зажигается.
Итог.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? Вам было трудно преодолеть все препятствия? Вам удалось расколдовать героев?
Дети: Да. Нам помогали звуки [Л] и [Л’].
Логопед: Я уверена, что звуки, которые вы научились правильно проговаривать, помогли вам справиться с трудностями.
Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети и логопед уходят из зала.