МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам. Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»

Елена Хазипова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам. Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»

Конспект НОД в старшей группе

Цель: Развитие фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять навыки различения на слух звуков [Л] – [Л’] в изолированном виде, в слогах, словах, стихах и правильного употребления их в речи.

• Закреплять кинестетический образ звуков [Л], [Л’] (ощущения положения органов артикуляции).

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие по сказкам, Дифференциация звуков [Л] и [Л’]“» размещена в разделах

• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова «ИВАН» : умение детей определять количество, последовательность звуков в слове, умение различать согласные и гласные звуки.

• Расширять и уточнять словарный запас по теме «Цветы».

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

• Развивать мелкую моторику.

• Формировать у детей самоконтроль за речью.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания совершать добрые дела.

• Способствовать повышению самооценки и формированию уверенности в себе.

Оборудование: запись музыки «В гостях у сказки», аудиозапись, ларец, предметные картинки из серии «Цветы», магнитная доска, карточки-схемы, цветные магниты (синего, зеленого и красного цветов, атрибуты сказочных героев : красная шапочка, корзинка, меч-кладенец, платок, шапочка волка, песочные часы, карточки-штриховки.

Подготовка:

Постановка звуков [Л] и [Л’].

Отработка у детей правильной артикуляции звука [Л], [Л’], знакомство с характеристикой звуков.

Формирование понятий «согласный», «звонкий», «твердый», «мягкий» звук.

Предполагаемый результат:

Чёткое произнесение детьми звуков [Л], [Л’] как изолированно, так и в слогах, словах и стихах.

Правильное различение на слух звуков [Л] – [Л’] в изолированном виде, в слогах, словах, стихах.

Формирование у детей самоконтроля за речью.

На протяжении всего занятия у дошкольников проявляется интерес к выполнению игровых заданий.

Ход занятия.

Организационный момент.

Под музыку в зал заходят дети. Играет музыка «В гостях у сказки». Логопед и дети останавливаются в центре зала. Встают боком к гостям.

Логопед: Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Логопед зачитывает стих:

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы, чтобы, чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Логопед: А вы любите сказки?

Дети: Да.

Логопед: Расскажите о любимых сказках.

Дети отвечают.

Логопед: Да, в сказке можно покататься на луне и по радуге промчаться на коне. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам и повстречаемся там с любимыми сказочными героями. Чтобы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. В этом нам поможет «волшебное зеркало». Подходите!

Дети подходят к зеркалу. Ритуал «входа» в сказку.

Логопед: Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова» :

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас, зеркало, в сказку»

Звучит сказочная музыка. Свет гаснет и снова загорается.

Логопед: Вот мы с вами и в сказке.

Вот, друзья, волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

Раздается голос Бабы-Яги (аудиозапись) :

Баба-Яга: Чую-чую, русским духом запахло! В сказку собрались? Узнали меня?. Да, я Баба-Яга. А вы кого ждали? Со сказочными героями захотели встретится. Не видать вам их, как своих ушей. Заколдовала всех, да так хитро, что не просто их будет расколдовать. Звуки [Л], [Л’] надо правильно произносить. А вы не умеете. Ха-ха-ха!

Запись заканчивается.

Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Да, Баба-Яга.

Логопед: Да, сколько трудностей нам уготовила Баба-Яга, заколдовала всех героев. Может быть, нам обратно вернуться?

Дети: Нет.

Логопед: Продолжим наше путешествие? А как будем героев расколдовывать? Что для это нужно уметь?

Дети: Уметь правильно произносить звуки [Л] и [Л’].

Логопед: Да, путешествие наше будет совсем не простым. Надо хорошо подготовиться к преодолению препятствий. Сначала разомнем язычок. Поворачивайтесь к зеркалу.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Логопед:

Шалунишка – язычок

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся

Широко нам улыбнулся

А потом пошел гулять

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Болболтали, притомили.

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял

Много нового узнал.

Он немного притомился

К себе в домик воротился.

Логопед: Давайте вспомним, что делают наши зубы, губы, язык, когда мы произносим звук [Л], звук [Л’]?

Дети отвечают.

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: поднят за верхние зубы, кончик прижат.

Воздушная струя: идет через боковые края языка.

Голосовые связки: работают.

Логопед: Что еще мы можем сказать про эти звуки?

(Что вы можете сказать о звуке [Л]?

- твердый.

(Что вы можете сказать о звуке [Л’]?

- мягкий).

Дети: Звук [Л] – твердый, а звук [Л’] – мягкий.

Логопед: Давайте вместе проговорим и послушаем, как по-разному звучат звуки [Л] и [Л’] : [Л] - [Л’].

Дети хором проговаривают звуки [Л] - [Л’] сначала медленно, затем быстро, тихо, громко.

Логопед: Молодцы! Я думаю, вы готовы к путешествию.

Нам пора идти вперёд,

Впереди нас сказка ждёт.

От зеркала дети идут за логопедом, подходят к столу.

Логопед: Посмотрите, что это стоит? (Ларец). Ох, ребята, наверное, не простой ларец, а волшебный. Давайте его откроем.

Дети пытаются открыть, но видят, на ларце висит замок.

Логопед: Я знаю волшебные заклинания. Тимур, тебе надо сказать весело :

ЛЯ-ЛА- ЛА

Милана скажет грустно:

ЛО -ЛЁ-ЛО

Михей удивленно:

ПЛА-ПЛЁ-ПЛЮ

Лариса вопросительно:

ШЛА-ШЛО-ШЛЮ

Логопед: Ну-ка, ларец, покажи нам, что там у тебя внутри…Сколько здесь интересных вещей! Скажите что это? (достает корзинку, а в ней лежит красная шапочка).

Дети: Это вещи Красной Шапочки.

Логопед: Ребята, оказывается Красная Шапочка заблудилась в лесу на большой поляне, где росло много красивых, сказочных цветов. Не пускает ее Баба-Яга дальше, пока Шапочка не соберет все цветы со звуком [Л’] в названии. Давайте поможем ей. Подойдите к цветочной поляне, сначала назовите все цветы, которые здесь растут.

Дети подходят к фланелеграф, встают полукругом, называют все цветы на поляне. Логопед знакомит с названиями цветов, которые еще не известны детям. Ларец остается в руках у логопеда.

Логопед: Положите в корзинку цветы со звуком [Л’] в названии.

Дети срывают цветок, проговаривают его название, выделяя голосом звук [Л’]. Корзина наполнилась.

Логопед: Молодцы, сколько красивых цветов со звуком [Л’] лежит в этой корзине.

Гаснет свет.

Логопед: Ребята, что же случилось? По-моему сейчас произойдет волшебство. Скорее закрывайте глазки.

Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает красную шапочку на Ларису В., отдает ей корзину с цветами. Зажигается свет. Звучит запись песни «Если долго-долго», Красная Шапочка оббегает зал по кругу, останавливается лицом к гостям и читает стихотворение.

Красная Шапочка:

Я добра, и весела,

И собой пригожа,

И, хотя еще мала,

На взрослую похожа.

Матушка гордится мной

И души не чает.

Ну а бабушка по мне

Что ни день - скучает.

Логопед: Расколдовали вы Красную Шапочку. 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Ларису превратись.

Нам пора идти вперёд,

Сказка новая нас ждёт.

Дети подходят к логопеду, из ларца педагог достает следующий атрибут сказочного героя – меч-кладенец.

Логопед: Чей это меч?

Дети: Ивана-царевича.

Логопед: Заточила Баба-Яга Ивана-Царевича в темницу за крепкими замками. Чтобы узнать, сколько замков на воротах, надо сесть и сосчитать количество звуков в имени «ИВАН» : три, четыре или пять.

Дети садятся на стулья перед доской. На доске три звуковые схемы. Дети находят подходящую схему.

Дети: Четыре. И, В, А, Н.

Логопед: Молодцы! Теперь надо открыть все четыре замка. Помогут нам цветные ключики. Каким ключом откроем первый замок?

Дети: Красным ключом, потому что звук [И] - гласный.

Второй – синим, потому что звук [В] – согласный.

Третий замок – красным, потому что звук [А] – гласный.

Четвертый – синим, потому что звук [Н] – согласный.

В слове «Иван» - четыре звука, два гласных и два согласных.

Свет гаснет.

Логопед: По-моему сейчас опять произойдет волшебство. Скорее закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Тимура М. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Царевич выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.

Иван-Царевич:

Я - Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Мне мою невесту

Серый волк достал.

Логопед: И Царевичу вы помогли. 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Тимура превратись.

Дети подходят к логопеду, из ларца педагог достает следующий атрибут.

Логопед: Да, Баба-Яга оказалась хитра, спрятала она в лесной чаще этого героя. Закрасьте детали с точками и узнаете, кого прячет от нас Баба-Яга.

Дети садятся за столы и выполняют задание.

Дети: Волка.

Логопед: Скорее закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Михея Д. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Волк выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.

Волк:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые - торчком.

Логопед: 1,2,3 – вокруг себя повернись и в Михея превратись.

Посмотрите, ребята, еще одна вещь лежит в ларце. Это платок – Царевны Несмеяны.

Логопед: Ребята, давайте расколдуем Царевну ласковыми, теплыми словами.

Дети зовут. Свет гаснет. Дети закрывают глаза. В это время логопед одевает все необходимые атрибуты на Настю Ш. Зажигается свет. Звучит запись песни «В гостях у сказки», Несмеяна выходит в центр зала лицом к гостям и читает стихотворение.

Царевна Несмеяна:

В комнате одна сижу,

Всё тоскую и грущу.

Плачет.

Логопед: Как нам развеселить Царевну?

Дети: Прочитаем стих-шутку.

Дети встают лицом к Царевне и по очереди читают стихотворение-шутку:

Лариса В. : Галка.

Задумала галка

Иголку купить,

Чтоб голым галчатам

Штанишек пошить.

Михей Д. :

Иголку и лучшего

Желтого шелку

Купила

И тут же уселась на елку,

Тимур М. :

Очки нацепила,

Иголку схватила,

И шила, и шила…

Летела сорока

И вниз поглядела:

Лариса В. :

- Эй, галка!

Ты нитку в иголку не вдела!

Царевна Несмеяна:

Вы меня развеселили.

Впредь не буду я грустить!

Чтоб меня не позабыли –

Я хочу вас угостить.

Царевна Несмеяна отдает угощенья.

Логопед:

Ну, а нам пора прощаться

И со сказкой расставаться.

Подойдите к волшебному зеркалу, оно поможет нам вернуться обратно в детский сад.

Дети подходят к зеркалу. Ритуал «выхода» из сказки :

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас, зеркало,

Обратно, в детский сад»

Свет гаснет и снова зажигается.

Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? Вам было трудно преодолеть все препятствия? Вам удалось расколдовать героев?

Дети: Да. Нам помогали звуки [Л] и [Л’].

Логопед: Я уверена, что звуки, которые вы научились правильно проговаривать, помогли вам справиться с трудностями.

Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети и логопед уходят из зала.

Публикации по теме:

План работы по коррекции звука [Р] 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Цель. Выявление нуждающихся в логопедической помощи и определение характера нарушения. Выяснение особенностей.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам. Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 12:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД