Ольга Кононова
Конспект НОД «Путешествие с Буратино» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЕШЕСТВИЕ С БУРАТИНО»
Ольга Сергеевна Кононова
Цель НОД: Обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• совершенствовать навык прямого счёта в пределах 10, умение называть соседей числа;
• учить понимать вопросы: «На сколько больше?», «На сколько меньше?»;
• закрепить знания о геометрических фигурах;
• закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие с Буратино“ в старшей группе» размещена в разделах
• развивать логическое мышление, память, воображение, учить находить решения и делать выводы;
• воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» :
• формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
• способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников;
• способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
• формировать нравственные качества: желание прийти на помощь, заботливое отношение к другим, сопереживание.
«Физическое развитие» :
• формировать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
• развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание;
• снимать психо – эмоциональное напряжение.
Планируемые результаты НОД: ребёнок умеет сравнивать количество предметов, пересчитывать предметы, понимает и использует в речи термины «больше на…», «меньше на…»; называет соседей числа при счёте в пределах десяти; умеет ориентироваться на листе бумаги; проявляет инициативу и самостоятельность; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность; способен сопереживать и радоваться успехам других; у ребёнка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен и контролирует свои движения.
Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации воспитанников на образовательную деятельность.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение применять правила и пользоваться инструкциями; регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование для педагога: игрушка Буратино, магнитная доска, мультипроектор, экран, ноутбук, сундучок.
Используемое оборудование для детей: два мешочка с изображением монет, серебряные и золотые монеты, карта болота по количеству детей, карандаши по количеству детей, картинки с изображением героев сказок 5 штук по количеству детей, план зрительного зала по количеству детей, картонные круги – имитация камней (10 штук, рыбки (3 шт, массажные коврики, ребристая дорожка, гимнастический мат с кочками, маски настроения (грустное и весёлое) по количеству детей.
Вводный этап 2 мин.
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность, развитие движений в процессе игры.
Дети входят в зал, где их встречает воспитатель.
Воспитатель приветствует детей:
- Здравствуйте, милые дети!
Вы всех прекрасней на свете.
Вот таким хорошим, пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся».
Дети здороваются, встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и улыбаются друг другу.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл один сказочный герой и очень ждёт встречи с вами. А вы бы хотели его увидеть? (да).
- Если вы отгадаете, о ком идёт речь, то он расскажет вам свою историю. Ему могут помочь только сообразительные, находчивые, смелые и внимательные дети! Ведь вы такие! (Ответы детей).
- Слушайте: «Деревянный наш мальчишка, развесёлый шалунишка! Всюду сунет нос он длинный, кто же это?» (Буратино)
Появляется игрушка Буратино : «Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам за помощью. Карабас Барабас похитил Мальвину, и если я не выполню его задание, то он навсегда оставит её у себя в театре. Помогите мне, пожалуйста, выручить Мальвину»! Дети здороваются и внимательно слушают Буратино.
- Ребята, сможем помочь Буратино? (да, сможем).
- Ребята, подскажите Буратино герой какой сказки? Дети отвечают «Приключения Буратино».
- Молодцы, вы совершенно правы, сказка называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написал её А. Н. Толстой.
- Ребята, чтобы нам выручить Мальвину, нужно попасть в сказку. Закроем глазки и произнесё м волшебные слова:
«Тили - тили - тили - бом, открывайся сказки дом!» Зарывают глазки и произносят слова.
Основной этап 20 мин.
Цель: закреплять и систематизировать имеющиеся знания у детей, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- Ребята, вот мы оказались в сказке. Посмотрите, кто же это на пути нам встретился? Щелчок
Слайд 1 кот Базилио и лиса Алиса. Дети рассматривают изображение лисы и кота отвечают, что это кот Базилио и лиса Алиса.
- Нужно спросить у них, как нам добраться до Карабаса Барабаса!
- Ребята, Базилио и Алиса подскажут нам дорогу, если мы поможем им. Они не могут узнать каких монет больше!
- Поможем героям? Ответы детей: да, поможем.
Подводит детей к магнитной доске, на которой изображены два мешочка с монетами.
- Ребята, посмотрите, монетки в мешочках разные: золотые и серебряные. Дети рассматривают монеты, показывают, где золотые, где серебряные.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как узнать, каких монет больше?
Дети отвечают, что нужно посчитать монетки.
- Правильно, молодцы! Посчитаем вместе!
- Посчитайте, сколько серебряных монет и сколько золотых.
Считают монеты: 5 золотых и 4 серебряных.
- Поровну ли, одинаковое их количество? (нет).
- Каких монет больше? (Золотых).
- Каких монет меньше? (Серебряных).
- Какое число больше? (Число 5 больше).
- Какое число меньше? (Число 4 меньше).
- На сколько золотых монет больше, чем серебряных? (Золотых монет на 1 больше, чем серебряных).
- На сколько серебряных монет меньше, чем золотых? (Серебряных монет на 1 меньше, чем золотых).
- Что нужно сделать, чтобы количество монет стало одинаковым? (Забрать одну золотую или прибавить одну серебряную).
- Молодцы! Смотрите, а вот ещё одна монетка серебряная! Добавьте её в нужный мешочек.
Добавляют монету в мешок.
- Сколько серебряных монет стало теперь? (пять).
- Одинаковое ли количество золотых и серебряных монет стало сейчас? ( Ответы детей: да, одинаковое).
- Как ещё можно сказать? ( Ответы детей: поровну, столько же).
- Верно, молодцы, вот мы и помогли героям разрешить их спор.
- Ребята, лиса Алиса и кот Базилио сказали, что нам предстоит долгий путь и идти нужно по длинной дорожке.
Обращает внимание детей на две дорожки: длинную и короткую. Дети рассматривают дорожки и подходят к длинной ребристой дорожке.
- По какой дорожке пойдём? ( Ответы детей: по длинной.)
- Молодцы! Продолжать наш путь.
- Ребята, шли мы шли и к болоту пришли. Посмотрите, кто же там сидит?
Щелчок.
Слайд 2 Изображение Дуремара.
Дети смотрят на слайд и отвечают, что это Дуремар.
- Как же нам пройти? Ждёт болото впереди, Дуремар, пожалуйста, нам помоги!
Ребята, Дуремар подскажет нам, как перебраться через болото, если мы поможем ему. Вы согласны помочь?
Дети отвечают: да!
- Ребята, одна из лягушек Дуремара потерялась и ей нужно вернуться обратно в болото.
Воспитатель предлагает присесть за столы.
- Ребята, посмотрите – это карта болота.
(Приложение «карта болота»).
- Посмотрите внимательно, лягушка может прыгать только по кочкам четырёхугольной формы. Если вы раскрасите все четырёхугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберётся домой. Дети присаживаются за столы и рассматривают карту.
- Как мы можем ей помочь? Предполагаемый ответ детей: раскрасить четырёхугольники.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие фигуры называются четырёхугольниками? Ответ детей: четырёхугольники – это геометрические фигуры, у которых четыре угла и четыре стороны!
- Молодцы! Прежде, чем приступить к заданию, разогреем наши пальчики: положите кисть одной руки на стол, выпрямите пальцы. Разместите карандаш так, чтобы мизинец и указательный палец были на карандаше, а средний и безымянный – под ним. Сожмите ладонь в кулак, а затем распрямите, не выпуская карандаш.
- Что вам напоминает движение ладони?
Дети разминают пальчики и отвечают, что движение ладони напоминает движение лягушки.
- Вот теперь возьмите карандашик и будьте внимательны, старайтесь!
- Какие фигуры нужно раскрасить?
Дети рассматривают фигуры и раскрашивают четырёхугольники.
- Молодцы, все справились! Лягушка добралась до своего болота.
- Ребята, посмотрите, нам тоже предстоит переправиться через болото. Дети рассматривают гимнастический мат с кочками.
- Дуремар, подсказывает, что необходимо переправляться только по кочкам. Делать это нужно быстро и осторожно, потому, что это очень опасное место.
Контролирует, чтобы дети перепрыгивали только с кочки на кочку. Дети переправляются через болото. Прыгают с кочки на кочку.
- Вот мы переправились через болото и подошли к пруду. Кого встретил в пруду Буратино?
Щелчок
Слайд 3 Изображение черепахи Тортиллы.
Предполагаемый ответ детей: Черепаху Тортиллу.
- Верно, Черепаху Тортиллу. Ещё в пруду очень много рыбок: посмотрите внимательно, следите глазками за рыбками.
Щелчок
Слайд 4 Видеогимнастика для снятия напряжения с глаз «Рыбки».
Дети наблюдают, как плавают рыбки.
- Ребята, рыбки играют с черепашкой в прятки, она не может их найти. Поможем Тортилле? Тогда она нам подскажет путь! ( Ответы детей: да, поможем)
Воспитатель подводит детей к демонстрационной доске и обращает внимание на круги с цифрами от одного до десяти (имитация камешков).
- Ребята, посмотрите, какие камешки! Сколько их? Дети считают камешки и отвечают, что их десять.
- Молодцы! Ребята, я вам буду подсказывать, а вы постарайтесь найти рыбок, которые спрятались под этими камешками.
- Одна рыбка спряталась под камешком, который находится между первым и третьим. Под каким камешком находится рыбка? ( Ответ детей: под вторым)
- Все так думают? Давайте проверим, поднимает камешек и находит рыбку.
- Молодцы! Другая рыбка находится под камешком, который располагается между четвёртым и шестым. Как вы думаете, под каким камешком рыбка? ( Ответ детей: под пятым).
- Почему вы так думаете? Дети рассуждают и аргументируют свой ответ.
- Молодцы! Ещё одна рыбка находится под камешком, который располагается между восьмым и десятым. Где рыбка? Ответ детей.
- Ребята, какие вы молодцы! Сколько всего рыбок играли с нами? ( Ответ детей: три рыбки).
- Ребята, мы поиграли с рыбками и Черепашкой, и Тортилла сейчас нас проводит к Карабасу Барабасу.
Физкультминутка «Черепашка».
Черепашка утром рано Дети закрывают и открывают глаза
Встала с мягкого дивана. Встают,
Черепашка потянулась, Потягиваются,
Солнцу в небе улыбнулась! Улыбаются.
И надела черепашка Изображают, что одеваются,
Свою в клеточку рубашку. Руками в воздухе рисуют клетку
И, позавтракав немного, Изображают, что жуют,
Собралась она в дорогу. Изображают, что собирают что-то,
По тропиночке пошла Шагают на месте.
Медленно и не спеша. Медленный шаг
То направо повернёт Поворачивают голову направо,
То налево, то вперёд. Поворачивают налево и прямо.
Ох, нелегок длинный путь! Вытирают пот со лба.
Хорошо бы отдохнуть. Садятся на корточки.
Снова в путь мы соберёмся, Встают.
Все друг ругу улыбнёмся. Улыбаются.
На носочках покружились Кружатся на носочках.
И в театре очутились! Хлопают в ладоши!
Вот мы и пришли в кукольный театр Карабаса Барабаса!
Щелчок
Слайд 5 Изображение Карабаса Барабаса.
- На его представление пришли зрители.
Обращает внимание детей на демонстрационную доску, на которой расположены герои сказок. Дети рассматривают героев сказок.
- Ребята, Карабас Барабас не знает, как рассадить всех в зрительном зале. Если мы ему поможем, то он отпустит Мальвину.
- Вы согласны помочь Карабасу Барабасу? ( Ответы детей: да, согласны)
- Присаживаемся за столы. Перед вами план зрительного зала. Слушайте внимательно, какое место займё т каждый из зрителей:
- Айболита расположите в правом верхнем углу.
- Муху-Цокотуху – в левом нижнем.
- Лису – в левом верхнем.
- Серого волка – в правом нижнем.
- Царевну-лягушку – посередине.
Дети присаживаются за столы, внимательно слушают и располагают героев.
- Молодцы! Все зрители на своих местах!
- Карабас Барабас благодарит вас, и как обещал, отпускает Мальвину.
Щелчок
Слайд 6 Изображение Мальвины.
- Ребята, Мальвина за своё спасение дарит вам волшебный сундучок, но открыть его она просит только в детском саду!
Дети смотрят на изображение Мальвины, радуются.
- Ребята, мы помогли Буратино, освободили Мальвину! Нам пора возвращаться в детский сад.
- Закрываем глазки и считаем до пяти!
Один, два, три, четыре, пять…
Вот мы в садике опять!
С вами в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад. Дети закрывают глаза и считают.
Заключительный этап 3 мин.
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Кому мы помогали?
- Кого в сказочном путешествии мы встретили первым? Вторым?
- Сколько рыбок с нами играли в прятки?
- Что было для вас самым интересным?
- Игры, какого сказочного героя вам больше всего понравились?
- Задание, какого сказочного героя сложно было выполнить?
Дети высказывают своё мнение, объясняют почему, рассуждают.
- Ребята, вам интересно, что в сундучке, который вам подарила Мальвина? Посмотрим, что в нём!
Дети отвечают, что им очень интересно. Открывают сундучок и достают маски.
- Ребята, если вам понравилось наше путешествие и было легко, возьмите весёлую маску, а если было трудно – грустную.
Дети выбирают себе маски.
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, даёт положительную оценку каждому воспитаннику.
- Вы у меня молодцы!
Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
- Ребята, мы можем с вами придумать сказку о новых приключениях Буратино?
- Наш кукольный театр ждёт нас в гости! Ответы детей: Да!
Информационные ресурсы.
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 19».
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада/ З. А. Михайлова. – СПб. : Детство –Пресс, 2001.
3. https://www.youtube.com/ (гимнастика для глаз рыбки)
4. Картинки для слайдов https://images.yandex.ru
5. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду/ М. : Просвещение, 1985