Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Юлия Тихомирова
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича на тему

«Волшебница вода»

Цель:

- в атмосфере сотрудничества углублять и совершенствовать знания детей о воде;

- поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

- закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах;

- показывать разнообразие состояний воды в природе экспериментальным путем;

- развивать умение работать с моделями;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь, сообразительность;

- формировать умение делать выводы, доказывать;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, игрушечная посуда (стакан, тарелка, дуршлаг, термос со льдом, стаканчики с водой по числу детей, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки севера Айс» - по числу детей.

Ход занятия:

«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)

Дети подходят к столу. На нем – игрушка Незнайка и подарочная коробочка.

Воспитатель:

- Вы знаете, ребята, Незнайка в воскресенье был на дне рождении Снежной Королевы. На севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить, и привез к нам. Давайте посмотрим

(Открывается коробка, она пустая, на дне мокрое пятно).

- Где чашка? Куда она делась?

Дети: - Она растаяла.

Если дети затрудняются ответить,можно спросить: из чего была чашка?

Воспитатель:

- Вы правы, лед – твердое вещество. В нем «человечки» крепко держатся за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (Дети находят нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость – вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода. (Дети находят нужную модель).

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

Дети: - В стакане, тарелке можно, но неудобно.

Воспитатель: - А в дуршлаге? (Выслушивая предположения, приходим к выводу, что можно). В каком виде можно пронести воду в дуршлаге, в каком состоянии?

Дети: - Замороженную, в виде льда.

Воспитатель: - Давайте проверим (в подтверждение воспитатель выкладывает кусочки льда в дуршлаг).

Опытно – экспериментальная работа

Опыт №1: «Вода жидкая».

Воспитатель: - А сейчас мы с помощью опытов докажем, что вода действительно волшебница и умеет превращаться. Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории, где много предметов, которые помогут нам в проведении опытов.

- Смотрите, в нашей лаборатории есть вода? (Воспитатель подходит к крану и приглашает к нему детей). – Понаблюдаем за водой, скажите, что делает вода?

Дети: - Течет.

Воспитатель: - Что я делаю?

Дети: - Наливаете воду в баночку.

Воспитатель: - А что я сейчас делаю?

Дети: - Переливаете воду из одной баночки в другую.

Воспитатель: - Скажите, если я смогла перелить воду из одной баночки в другую, то какая она?

Дети: - Жидкая.

Воспитатель: - Хотите сами провести этот эксперимент? (Приглашает детей к столу, на котором находятся чашка с водой, пустые баночки. Дети набирают в одну из банок воду и переливают ее в другую баночку. В процессе работы дети убеждаются, что вода жидкая и ее можно наливать в одну емкость и переливать в другую).

Опыт №2: «Вода прозрачная».

Воспитатель незаметно для детей опускает в баночку с водой маленькую игрушку.

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, что лежит в баночке? (Ответы детей).

Воспитатель показывает банку с молоком, в которой также находится маленькая игрушка. – А в эту баночку что я положила? (Предположения детей). В какой баночке вы видите игрушку?

Дети: - В баночке с водой.

Воспитатель: - А в какой не видите? Почему?

Дети: - В баночке с молоком (Предположения детей).

Вместе с воспитателем дети делают вывод, что вода прозрачная, поэтому игрушку видно, а молоко непрозрачное, и игрушку не видно.

Опыт №3: «Вода твердая».

Воспитатель: - Работа в нашей лаборатории продолжается.

Воспитатель предлагает перейти к следующему опыту и напоминает о технике безопасности при работе со спичками.На столе находятся: подставка для сухого горючего, спички, зеркало, пробирка с водой в подставке для пробирок.

Воспитатель нагревает воду в пробирке, дети наблюдают за кипением воды.

Воспитатель: - Смотрите, что происходит с водой?

Дети: - Вода кипит.

Воспитатель: - Посмотрите, что выходит из пробирки?

Дети: - Пар.

Воспитатель: - Как вы думаете, что такое пар? (Ответы детей).

Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды, предлагает детям потрогать капельки руками.

Воспитатель вводит для детей новое понятие «парообразное состояние воды».

Воспитатель: - Ребята, скажите, где можно увидеть, как вода превращается в пар?

Дети: - Когда кипит в чайнике.

Физкультминутка «Поливальная машина».

Эта тучка на колесах

Дождь по городу везет,

Станут чистыми дороги,

Если тучка их польет.

(Дети бегут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль.

Идут по кругу, изображая, что метут метлой).

Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «Метод маленьких человечков» ТРИЗ)

Воспитатель: - Ребята, вы знаете,что существуют разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте поиграем в игру «Что это может быть?»

Модель 1. Из каких «человечков» состоит вещество внизу? Наверху? Что-то жидкое на чем-то твердом. Что это может быть? (Капля на столе, лужа на асфальте и т. д.)

Модель 2. Рассматривается аналогично. Что-то твердое на чем-то жидком. (Корабль в море, фрукты в компоте и т. д.)

Модель 3. Рассматривается аналогично. Что-то жидкое в чем-то твердом (Бульон в кастрюле, молоко в бутылке, вода в стакане).

Игра «Нетающие льдинки озера Айс» (игровая технология интеллектуально- творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича).

Воспитатель: - Чашка у Незнайки растаяла, но мы можем подарить ему картинки из волшебных нетающих льдинок. Эти картинки никогда не растают.

Детям предлагается выложить картинки по схемам или придумать свои. Дети выполняют и дарят их Незнайке.

В конце занятия воспитатель дает объективную оценку деятельности детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница-вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте является важным способом познания детьми окружающего мира,помогает овладеть.

Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект НОД «Вода-растворитель» с использованием ИКТ в старшей группеКонспект НОД «Вода-растворитель» с использованием ИКТ в старшей группе ЦЕЛЬ: формирование навыков экспериментирования ЗАДАЧИ обучающие: - уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная,.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Как в замке Превращений проходил турнир»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Как в замке Превращений проходил турнир» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Как в замке Превращений проходил турнир».Лариса Гацко.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 22:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки